Уголовный процесс был начат 23 ноября 2011 года после заявления Ушакова о взломе его электронной почты.
Как было указано на портале Kompromat.lv, из переписки, якобы, можно понять «как организовывалась травля евродепутата Татьяны Жданок (Zhdanok.lv), кто, как и на какие средства организовывает PR-кампании «Центра согласия», что пишет Нилу Ушакову его советник миллионер Эрик Тейланс».
После этого мэр Риги Нил Ушаков распространил следующий, не лишенный юмора, ответ:
«Информация, опубликованная на отдельных сайтах, свидетельствует о том, что была украдена моя личная переписка, что является грубейшим нарушением закона и уголовным преступлением. Более того, абсолютно очевидно, что сейчас публикуется компиляция из настоящих писем и писем поддельных, что в свою очередь тоже является уголовным преступлением — клеветой.
Надеюсь, что в ближайшее время не будут опубликованы мои письма бин Ладену, в которых я, как депутат Сейма описываю секреты латвийской обороны, или как мэр Риги — тайны столичного водопровода.
К моему глубокому сожалению, политическая борьба вышла на новый уровень — комбинация из нарушения неприкосновенности личной жизни и клеветы. Сейчас я готовлю заявление в правоохранительные органы с целью найти не только исполнителей этого преступления, но и заказчиков».
Дело, осложненное психушкой
Между тем адвокат Якобсона утверждал, что его подзащитный ничего не взламывал, не нарушал и не крал. Журналист якобы получил анонимную ссылку на сайт, через который можно было ознакомиться с перепиской мэра Риги.
Однако в ходе следствия возник ещё один скандал: правоохранительные органы месяц держали Якобсона в психиатрической лечебнице, а позже выяснилось, что он был здоров. Журналист заявил, что действия полиции стали для него неприятным сюрпризом.
— Я обжаловал изначальное решение о назначении экспертизы. Но затем пришел документ от прокурора Виты Озолини, где было четко сказано: явиться для прохождения экспертизы, — заявил в разговоре с kriminal.lv журналист.
Это же решение прокурора грозило и санкциями за невыполнение — привод на экспертизу в принудительном порядке.
Журналист по поводу «своей доброй воли» иронизирует:
— Да, конечно. Меня не доставили туда в наручниках. Но посудите сами: экспертиза длилась месяц. Весь июль я провел в больнице. Среди других пациентов были и убийцы — к примеру, «самурай», который напал на двух полицейских.
Я думаю, если бы я добровольно сказал, что хочу весь июль провести в психиатрической клинике, меня действительно стоило бы заподозрить в сумасшествии. Впорчем, в результате экспертизы врачи пришли к выводу, что я психически здоров, — добавляет он.
Однако полиция настаивает на другом. В разговоре с kriminal.lv пресс-представитель Госполиции Лита Юберте сообщила, что согласие подследственного Якобсона было получено.
— Он пошел на экспертизу добровольно, — настаивает представитель полиции.
Что Якобсону вменялось
Владельца kompromat.lv обвиняли по 1-й части 144 ст. УЗ — «нарушение тайны корреспонденции, передаваемой по телекоммуникационным сетям информации и другой информации».
За такое преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, или принудительные работы, или штраф до 50 минимальных зарплат. Якобсон свою вину не признал.