Гайле подчеркнула, что для нее возмутительна неспособность подрядчика взять на себя ответственность.
«Будет война, будет трудно. Это объявление войны мафии крупных строительных подрядчиков. (...) После года молчания я, наконец, могу говорить, что думаю. С теми сваями — это было очевидное нарушение Re Re.
И слава богу, у Valsts nekustamaie īpašumi (VNĪ) технический надзор оказался на высоте своих задач. Он точно фиксировал всю поверхностность Re Re, все подлости. Порча соседних домов, трещины — это абсолютная вина Re Re», — заявила архитектор.
Гайле в эфире Latvijas Radio высказала допущение, что, возможно, настал переломный момент, когда на уровне государства следует оценить общую картину в строительстве и то, сколь многое взвалено на архитекторов.
Представители Re Re Būve 1, со своей стороны, настаивают, что руководствовались созданным Гайле техническим проектом, в котором она допустила ошибки. Это Гайле, по их мнению, не провела оценку будущего влияния избранной технологии забивки свай на окружающие театр дома.
Глава предприятий Валдис Кокс в эфире радио указал, что вопрос упирается в отношение, с каким решают проблемы.
«Это просто непонятно», — прокомментировал он расторжение контракта с его фирмой. И объявление нового конкурса, где подрядчик будет одновременно и проектировщиком, по оценке Кокса — нонсенс. Re Re Būve 1, по его словам, работало над возможными решениями, но ему не дают эту работу закончить.
Еще один участник дискуссии на радио, руководитель департамента контроля Госбюро по надзору за строительством Марис Дамме рассказал, что аудит строительного процесса в Новом Рижском театре не проводился, а в ходе проверок на объекте нарушений не обнаружено.
Трещины в соседних домах VNĪ теперь будет латать на свои деньги, которые затем надеется как можно скорее взыскать с подрядчика. О каких затратах речь, пока в точности неизвестно. В ближайшие недели планируется объявить новый конкурс на право реконструкции НРТ. За год выполнено всего 3% запланированных там работ, и вот уже 8 месяцев объект простаивает.
Напомним, Valsts nekustamie īpašumi (VNĪ) призывает оценить действия руководителя строительных работ, ответственного за реконструкцию Нового Рижского театра (НРТ), сообщает член правления VNĪ Кития Грушкевица. Она не назвала имени человека, чьи действия нуждаются в оценке, однако представитель "Rere grupa" Ласма Силе рассказала, что VNĪ хочет оценить работу строительного инженера Натальи Пенюгаловой, которая на мероприятии "Большой приз строительной индустрии 2018" была признана инженером года. Компания считает, что виновата не она, а автор технического проекта.
VNĪ, тем временем, сообщает:
"Основываясь на констатированных в ходе строительства НРТ нарушениях, VNĪ будет обращаться в ответственные учреждения строительной отрасли - Латвийское объединение строительных инженеров и Министерство экономики - чтобы они оценили работу руководителя строительных работ, привлеченного "Rere Buve 1", рассмотрев вопрос о лишении сертификата", - сказала Грушкевица.
Представитель VNĪ указала, что в ходе перестройки НРТ была недостаточно изучена документация проекта перед началом строительства, а также были допущены существенные нарушения в вопросах безопасности. Кроме того, имели место необоснованные опоздания по срокам, указанным в договоре. По ее словам, VNĪ считает своим долгом обратить внимание ответственных организаций строительной отрасли на безответственность, проявленную в рамках этого проекта.
Представитель "Rere grupa" признала, что строительная компания поддерживает проведение оценки, инициированной VNĪ, однако оценить стоит также качество самого проекта и другие аспекты.
Rere Buve готовится судиться
Как сообщалось ранее, 23 июля "Rere Buve" получила от VNĪ уведомление о расторжении договора о реконструкции НРТ.
Председатель правления "Rere Buve 1" Валдис Кокс считает это решение совершенно необоснованным, и, если оно не будет отозвано, компания обратится в суд, чтобы добиться признания расторжения договора недействительным.
"Мы включились в проект реконструкции НРТ, полагаясь на ответственное отношение заказчика к проекту и на то, что автор технического проекта реконструкции Зайга Гайле разработала этот проект государственного значения, добросовестно произведя все необходимые вычисления и расчеты", - заявил Кокс.
Он указал, что "Rere Buve" проводила работы строго по проекту, по которому была проведена полная государственная экспертиза, применяя предусмотренные проектом решения и технологии. Однако в техническом проекте имеются существенные ошибки и недостатки, а некоторые решения отсутствуют вообще, что ставит под угрозу реализацию проекта.
"В проекте Зайги Гайле на сегодняшний день обнаружено более 100 ошибок, из них 33 таких, что, если их не устранить, реализация проекта вообще невозможна", - сказал Кокс.
Tакже в ходе реконструкции в соответствии с предложенными проектировщиком решениями было замечено оседание соседних зданий, так как при разработке проекта не была проведена оценка его влияния на соседние строения.
С учетом выявленных в проекте ошибок "Rere Buve" приняло решение в целях безопасности прекратить работы в проблемной зоне, чтобы VNĪ вместе с авторами проекта их устранило. "В остальной зоне застройщик был готов продолжить работы, но VNĪ чинило этому препятствия. Закон о строительстве и всеобщие строительные правила предопределяют, что строитель не имеет права работать иначе, как только на основе технического проекта, недостатки которого должен устранить его автор", - заявил Кокс.
Новый конкурс — в августе
В августе будет объявлен новый конкурс на проведение ремонтных работ, сообщил председатель правления VNĪ Андрис Варна.
VNĪ обещает завершить реконструкцию здания НРТ так, чтобы театр мог вернуться в помещения на ул. Лачплеша соответственно планам — летом 2022 года.
Главное отличие нового конкурса от предыдущего — в нем предусмотрено включить принцип «проектируй и строй», а также планируется обязательное использование системы информационного моделирования зданий (BIM).
Применение BIM позволит лучше контролировать расходы, сократить сроки и оперативнее решать возникающие на стройплощадке проблемы.
Напомним, бюджет работ составляет 31 млн евро, из него на строительство отведен 21 млн евро, а остальные расходы предназначены для обеспечения контроля, технологий, оборудования и работы иностранных экспертов.