5 июня Административный районный суд рассматривал неординарное дело: истец А. требовал у полиции возместить ему убытки за прерванный полет. Материальный ущерб он оценил в 2 457,22 евро, а нематериальный - ещё в 2500 евро. Полиция признала необоснованность задержания, однако до судебного разбирательства согласилась выплатить только 35,67 евро за материальные убытки и 96 евро за моральные.
Собственно, в этом и состоял "нерв" дела: сколько же в таком случае должны компенсироваить пострадавшему.
Ошибочка вышла!
Оказалось, что истец по ошибке попал в розыск. Из-за этого 12 декабря 2018 года он не смог вылететь в Абу-Даби - его задержали. Когда же недоразумение прояснилось и несостоявшегося пассажира выпустили, ему пришлось искать такси, так как время было позднее и общественный транспорт уже не ходил.
На следующий день заявителю пришлось покупать ещё один комплект билетов, чтобы поездка все же состоялось и не пропали деньги за тот туристический пакет, который был уже оплачен для отдыха в Объединенных арабских эмиратах.
Госполиция в своих аргументах отмечала, что признает со своей стороны нарушение права на неприкосновенность частной жизни, гарантированного Сатверсме. Но представители госполиции отрицали, что заявителю был причинен тяжкий нематериальный ущерб - в поездку он все же отправился на следующий день, что уменьшило его негативные переживания.
Что касается материального ущерба за задержание, то есть специальный закон - о возмещении убытков. Если человека задерживают меньше, чем на 24 часа, считает, что его задерживали на 24 часа. Тогда за каждый час, проведенный за решеткой, платят как за час работы, исходя из минимальной зарплаты в стране, деля эту сумму на 240. Минимальная зарплата составляет 430 евро. Так что в качестве компенсации за сутки пострадавшему постановили выплатить 96 евро. Ну, и такси оплатили.
Что касается компенсации за авиабилеты, представители полиции указали, что доказательств о покупке билетов на день задержания заявитель не предоставил. А на следующий день он уже улетел по своей воле.
Суд: убытки очевидны
Заявитель на это ответил так: он внес EKA-чек от турфирмы. Какие же ещё доказательства он должен был предоставить?
Суд в итоге выяснил, что задержание заявителя было не просто ошибкой, а нарушением полицейских, в связи с чем было начато административное дело.
Суд также отметил, что заявитель приехал в аэропорт и был задержан пограничниками, что прямо свидетельствует о его намерениях куда-то улететь.
Исходя из документов, первоначальный билет оплатила спутница заявителя, а он, по его словам, позже вернул ей за это 805 евро наличными. И это, действительно, никак не доказано. Однако этого и не требуется, считает суд, так как заявитель требовал компенсацию за второй билет, купленный на следующий день после задержания. Что касается несостоявшегося полета, то истец внес счет за резервацию.
Таким образом, устанавливается прямая причинно-следственная связь между действиями полиции и убытками заявителя.
Суд постановил, что ему полагается от полиции требуемое: 2 457,22 евро за материальный ущерб. Что касается нематериального ущерба то, по мнению суда, расчет полиции был верен и ему действительно полагается только 96 евро.
Куда обратиться с жалобой
Что стоит помнить в подобных случаях: мы, уважаемые читатели, не имеем права не подчиняться законным требованиям работника полиции даже в том случае, если с ними не согласны. При этом полномочия полицейских достаточно широки (Подробнее об этом - см. в главе "На что имеют право полицейские").
Но если речь идет о халатном или, наоборот, слишком ретивом исполнении полицейским служебных обязанностей, или коррупции, можно жаловаться.
Адрес для письменных жалоб: Чиекуркална, 1—я линия, к—4, Рига, LV—1026. Телефон 67075090. Анонимный телефон — 67075456.
Отдельно существует Бюро внутренней безопасности. Его адрес — Кр. Валдемара, 1а, Рига, LV—1010. Телефон 67209000, телефон доверия 67209055.
На что имеют право полицейские
Статья 13 Закона о полиции рассказывает, когда и как у работника полиции есть право применять физическую силу и специальные средства.
Работник полиции, выполняя служебные обязанности, имеет право применять физическую силу, специальные приемы борьбы (химические вещества, предметы или механизмы, предназначенные для самообороны, но не являющиеся оружием) и специальные транспортные средства, а также служебных собак и лошадей.
Полиции разрешено размещать задержанных людей во временные помещения для задержания и предназначенные для этого транспортные средства, для:
1) отражения нападения на лиц, работников полиции, выполняющих служебные обязанности по обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью;
2) освобождения захваченных вооруженными лицами объектов;
3) освобождения заложников;
4) предотвращения массовых беспорядков;
5) задержания и доставки в учреждения полиции нарушителей закона, а также для сдерживания во время конвоирования и содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и осужденных, если они оказывают сопротивление работникам полиции либо имеется основание полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе;
6) пресечения злостного неповиновения законным требованиям работников полиции или иных лиц.
Вид специальных средств и интенсивность применения физической силы и специальных средств определяются с учетом конкретной ситуации, характера нарушения и индивидуальных особенностей нарушителя с максимальным ограничением вреда, причиняемого этими средствами. (...)
Запрещается применять специальные средства (за исключением наручников), приемы борьбы, служебных собак и лошадей в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев массовых беспорядков.
В крайних случаях сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"
P. S. Для специалистов, которых заинтересуют детали дела о компенсации за сорванный полет, сообщим его архивный номер: A42-01029-20/27.