Агрессивные комментарии он тоже не писал, это сделали за него. Зачем? И почему именно сейчас? Он уверен, что это связано с защитой русских школ. "Мне хотят создать проблемы, чтобы отвлечь, заставить заниматься этим делом, тратить деньги на адвокатов".
В настоящий момент Алексеев свободен, вчера во время разговора с "СЕГОДНЯ" он находился в аэропорту Осло, ждал посадки на самолет в США. "Я каждый год летаю к дочери с внуками в Калифорнию, это плановая поездка". И на этот раз ему никто не стал запрещать. По словам журналиста, никаких мер пресечения в отношении его применять не стали. Интересы его сейчас защищает адвокат Имма Янсоне, которая уже помогла выиграть похожее дело журналисту Владимиру Линдерману.
Что в данной ситуации, уважаемые читатели, важно: Юрий Алексеев — человек известный. В такой небольшой стране, как Латвия, где люди на виду, это важный фактор. Если бы у Алексеева имелся в CV список дебошей, как у депутата А. Кайминьша, эта история воспринималась бы иначе. Но ничего такого за ним не числилось в обозримом прошлом.
Алексеев был главным редактором и заместителем редактора нескольких печатных СМИ, сейчас, как уже сказано, руководит порталом IMHOclub. С 2005 по 2009 год был депутатом Рижской думы от списка "За права человека в единой Латвии". Является одним из инициаторов Конгресса неграждан. В скандалах и стрельбах замечен не был. Его личный стиль как журналиста тоже известен. Он достаточно язвительный, но примитивных "обзывалок" до сих пор за ним не числилось.
А теперь чуть пристальнее приглядимся к фактической стороне "дела Алексеева".
Внезапное приглашение "на беседу"
По словам Алексеева, все произошло в понедельник, 18 декабря.
— Накануне, в пятницу, мне позвонил человек из Полиции безопасности и пригласил в понедельник на беседу. Это был не первый раз, когда меня приглашали на беседу. Я был на них уже четыре или пять раз по разным вопросам, связанным с интернетом.
Утром в понедельник я вызвал такси и в полдевятого вышел из своего дома, чтобы доехать до Полиции безопасности. На выходе из подъезда меня уже ждали. Четыре человека в масках и один с открытым лицом взяли меня, предъявили мне бумагу. В документе было написано, что против меня возбуждено уголовное дело по статье 78 Уголовного закона "Разжигание национальной розни" и по этому поводу сотрудники должны произвести у меня в квартире обыск, — пояснил Алексеев.
Обыск длился порядка четырех часов, причем в ходе его сотрудники спецслужбы обнаружили 34 патрона для пистолета Макарова, спрятанных в полиэтиленовых мешочках, заложенных под съемные светильники на потолке.
— Это было так: под конец обыска эти молодые люди залезли под потолок — именно к этому плафону, хотя есть другие, — и сразу нашли патроны!
Алексеев объясняет находку так: кто–то пришел к нему в квартиру и сделал "закладочку". То есть к нему пришли по делу о "разжигании национальной розни", а сейчас будет еще и статья о хранении боеприпасов.
— Я уже немолодой человек — месяц назад мне исполнилось 59 лет, поэтому все понимаю. Перед ними поставили задачу и они ее выполняли.
Что касается уголовного процесса о написании разжигающих вражду комментариев в интернете, то, по словам Алексеева, в Полиции безопасности ему предъявили распечатки и пояснили, что они были отправлены с его IP–адреса. ПБ сообщает, что в комментариях содержался призыв "прикончить всех фашистских выродков", под которыми подразумевались представители конкретной национальности, а язык этой нации был назван "фашистским".
Помимо этого, были предоставлены распечатки телефонной сети, указывающие на то, что телефон Алексеева находился дома во время публикации этих комментариев. Сам журналист считает все это манипуляцией со стороны спецслужб. Причем защититься ему будет нелегко.
— Эти мешочки, в которых были патроны, использовал для радиодеталей. По первой специальности я радиоинженер и по–прежнему иногда люблю всем этим заниматься.
Так что его отпечатки пальцев там наверняка есть. Тут, правда, возникает вопрос: а зачем ему патроны, если нет пистолета? И где пистолет? Но, как считает журналист, подбросить ему пистолет было бы уже труднее. Тут надо брать где–то "чистый ствол", номера, видимо, спиливать — в общем, это все уже сложнее.