Всех уже выпустили
Тем временем, пока кипят страсти, всех задержанных уже выпустили.
На пресс–конференции в понедельник лидеры KPV LV объявили, что дело вообще не политическое, а экономическое. И жалоба связана с перенятием предприятия Eco Baltia. Предприниматель, председатель совета Eco Baltia Виестур Тамужс заявил, что с этим процессом может быть связан другой предприниматель — Марис Симанович.
Однако сам Симанович категорически отверг версию Тамужса.
"Я не писал никаких заявлений в БПБК. Насколько известно из публично доступной информации, БПБК начало уголовное дело в 2016 году по заявлению Илмара Пойканса, — сказал он. — Я категорически отвергаю любые спекуляции Тамужса о попытках перенять власть в Eco Baltia. Договор акционеров строго устанавливает их права и обязанности, а работой предприятия руководит совет, которому подчиняется правление, поэтому разногласия между акционерами не могут повлиять на деятельность предприятия".
Промежуточный финиш
Что очевидно, уважаемые читатели: этот процесс мог начаться довольно давно. Как справедливо указывает Нео, он написал заявление еще два года назад. Однако все произошло в самый канун выборов.
Сторонники Кайминьша на это указывают и ссылаются на провальные рейтинги правящих партий: мол, убирают лишних конкурентов.
Что ж, учтем и эту версию.
Нео и зарплатный скандал
Илмарс Пойканс в 2010 году обнаружил, что база электронного декларирования данных СГД, по сути, открыта в своей якобы закрытой части. Он скачал на свой ноутбук в общей сложности более 7,4 млн документов объемом 120 гигабайтов, и — порциями — в СМИ опубликовал информацию о супердоходах топ–менеджеров бюджетных учреждений Латвии.
Разоблачитель ссылался на придуманную им же самим "Народную армию четвертой Атмоды" (4ATA), а себе он взял никнейм Нео — как у главного героя известной в свое время антиутопии "Матрица".
Так, например, благодаря Нео общество узнало, что в разгар кризиса зарплаты в Latvenergo составляли в общей сложности 14% всех расходов. У председателя правления госкомпании Карлиса Микелсонса, который был позже задержан по подозрению к коррупции, жалованье в месяц составляло почти 12 тысяч латов. В целом снижение зарплат на 10–20% привело бы к снижению тарифа для населения и предприятий на 1,4%–2,8%.
После этого в 2010 году Пойканс был признан человеком Европы в Латвии.
Однако параллельно хакера отправили под следствие. Суд длился с 2013 года и прошел два круга. Итоговый приговор: 60 часов принудительных работ. И только в декабре 2017 года президент Раймондс Вейонис поставил точку в этом деле: он принял решение о помиловании Пойканса.
"Хотя Илмарс Пойканс своими действиями нарушил закон, общественность от этого выиграла больше, чем последствия его деяний. Это поспособствовало открытости и прозрачности в госуправлении, а также привлекло внимание к безопасности государственных систем", — отметил президент.
И с Нео сняли судимость.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"