На прошлой неделе - 22 мая - суд полностью засчитал бывшему руководителю группы "Музыканты с Маскачки" срок, отбытый им в Чехии. В понедельник, в свою очередь, суд отклонил требование полиции взыскать с Берзиньша расходы на его же конвоирование.
Как адвокат пояснил в разговоре с нами, был запрос от полиции покрыть расходы за перелет в Прагу, гостиницу, дорожные расходы, служебное авто.
- Единственно правильное решение, - комментирует его адвокат. Он подчеркивает, что и до этого в похожих делах суды отклоняли требования полиции. - Аргументы защиты были очень просты. Во-первых, уголовно-процессуальный закон не предусматривает, что осужденный оплачивает расходы на коноирование. Во-вторых, Европейское законодательство прямо указывает, что при вопросах о выдаче расходы на конвоирование покрываются за счет государства.
Впрочем, процессуальные расходы - вещь серьезная, в некоторых случаях обвиняемых могут заставить платить. И, как показывает практика, иногда баталии ведутся за суммы, около 3 евро (см. об этом подробнее в главе "Повестку можно не оплачивать").
Кроме того, сообщается, что Берзиньш скоро сможет выйти досрочно. Как сообщил нам адвокат Муцениекс, он подал ходатайство президенту о помиловании Берзиньша. Ранее президент уже отказывал в помиловании, однако отбытие 2/3 срока может переставить акценты в этом деле.
Приговор за два снежка
Как мы помним, уважаемые читатели, в 2013 году, когда состоялся суд над Ансисом Берзиньшем и другими участниками беспорядков 13 января 2009 года, второй части 225-й статьи, по которой их привлекли к уголовной ответственности, уже не существовало в уголовном кодексе Латвии два с половиной года.
Берзиньша приговорили к полутора годам условно - защита обжаловала это решение, однако Верховный суд не смягчил наказание, а, наоборот, добавил еще три месяца. Затем у музыканта вышел конфликт с пробационной службой, осуществляющей надзор за условно осужденными. Ансис стажировался в Чехии, когда от него потребовали явиться для регистрации, он не подчинился, и в результате очередного суда условный срок превратился в реальный. Берзиньша в итоге задержали в Чехии по выданному международному ордеру.
Сам приговор Берзиньшу довольно интересный. В приговоре суд перечисляет обширный список пострадавших от массовых беспорядков и ущерб, причиненный им. Среди потерпевших оказались государственные учреждения, полицейские, коммерсанты, частные лица, страховщики... Общий материальный ущерб оценили в 143 433 лата, а моральные компенсации были заявлены на 32 695 латов.
Когда же дело доходит до конкретных описания действий Берзиньша, суд указывает, что он активно участвовал в беспорядках, в которых также участвовали сотни враждебно и агрессивно настроенных людей, причинял физический и моральный ущерб пострадавшим юридическим и физическим лицам.
И как именно он все это причинил? А вот как: "Находясь на ул. Екаба, 11, у здания сейма, А. А. Берзиньш с целью повредить имущество и выбить стекло в здании сейма, сделал не менее двух снежков, которые запустил в здание сейма. Одним снежком попал по окну, но не разбил его, вторым попал по фасаду здания сейма.
Еще:
"А. А. Берзиньш один раз пустой пластиковой бутылкой, которую взял с улицы, бросил в здание сейма, попал по выбитой оконной раме. Кроме того, он бросал брусчатку в здание сейма по окнам первого этажа, одним из камней выбив стекло".
И еще:
"А. А. Берзиньш, скрыв лицо, подошел к неустановленному следствием мужчине и, взяв у него бутылку темного цвета, бросил в направлении здания сейма.
После этого он из дорожного покрытия вытащил не менее одного камня, чем осознанно повредил имущество Рижской думы и облегчил возможность другим участникам массовых беспорядков выламывать следующие камни.
Таким образом А. А. Берзиньш активно принимал участие в массовых беспорядках, в также своими действиями показал пример противозаконных действий другим участникам беспорядков, чем воодушевил их активное участие в противозаконных действиях".
В суде Берзиньш заявил, что применил так называемое право обычаев и допустимое в его рамках средство высказать свою гражданскую позицию о происходящем в стране.
В результате его и других сограждан действий, считает "музыкант с Маскачки", был распущен сейм, существенно снизилась роль олигархов в латвийской политике и экономике. Он считает, что имел право действовать так, как действовал, а вот правоохранительные структуры — наоборот.