Страницы:
Судья: "Почему вы его не остановили?"
Ещё один пример из карьеры Юраша, когда даже судья задалась вопросом: речь идет о взятке или провокации?
Речь идет о деле о подкупе сотрудника Юриса Юраша за 50 000 латов бизнесменом Васильевым. По версии обвинения, в январе 2006 года на г-на Юраша (сотрудника KNAB) вышел предприниматель, обвиняемый по уголовному делу о контрабанде, Валерий Васильев. За 50 000 латов он просил оставить его в покое.
Объектом покупки было закрытие двух дел. Одно из них – о миллионной нефтеконтрабанде – расследовал прокурор (ныне адвокат) Ивар Краузе. Второе дело рассматривалось в KNAB – о подкупе при муниципальных заказах и присвоении крупной суммы в Даугавпилсе.
Вот фрагменты из распечаток оперативных записей, озвученные в суде:
Васильев: – Ну, как сказать, я не самый последний уголовник в нашей стране, да и ничего плохого, серьезного делать не делаю... Больше хорошего, чем плохого. Ну, бывают ситуации у каждого в жизни, когда ты попадаешь под раздачу.
(...)
Ю.: – Ну да... Э-э-э и то, что касается нашего сегодняшнего разговора, то вы заметили, что со своей стороны (я) якобы мог бы что-то подсказать или помочь... Я вам как бы могу просто давать советы, которые, ну, скажем так, они не противозаконные, да?
В.: – Мг.
Ю.: – Но есть совсем другие возможности, да, которые можно использовать и достичь тоже, скажем, неплохого результата в конечном итоге... да?
Позже, уже на судебном процессе, адвокат обвиняемого во взяточничестве Васильева г-жа Лауце по этому поводу поинтересовалась у оперативника Юраша: как же это он мог обещать «помощь» в связи с двумя особо тяжкими делами? Это же не было в его силах.
В другом разговоре будущего обвиняемого с оперативником можно услышать:
Ю.: – Я сам лично не принимаю решения. Значит, ты понимаешь, что тогда надо говорить уже с теми, кто принимает решения, да? И вряд ли кто-то тогда... так, скажем, за красивые глаза.
В.: – Не, понятно. Все это понятно.
Ю.: – Да?.. Так что вот.
В.: – Ну, я думаю, вы тогда, может быть, обсудите там, в своем кругу, со своими людьми, что и сколько?
Ю.: – А я сразу могу вам сказать. Я вопрос поставлю тогда так: как вы сами оцениваете? Как вы сами считаете?
В.: – Мг. Ну, я...
Ю.: – Сколько?
В.: (...) Я думаю, в размере 50 тысяч латов, да?
Ю.: – Мг.
В.: – За каждого по десятке и десятка сверху.
Когда свидетеля Юраша допрашивали, судья Бамбере даже поинтересовалась у него:
— Вы работаете в организации, которая призвана не только бороться с коррупцией, но и предотвращать её. Почему вы не пошли путем предотвращения, не зарубили все на корню? Почему сразу не отказались брать деньги?
На что Юрашс ответил:
— Я не сказал ни да, ни нет, однако передал информацию своему начальнику. Он решил задержать коррупционера, который таким способом решает дела.
Как в итоге к его словам отнесся суд до сих пор неясно: процесс рассматривается с 2007 года и до сих пор не дошел до финала.