В центре скандального судебного процесса было дело шведки Назифы Алиманович, проживающей в Германии. Женщина пыталась оспорить в Суде решение местных властей, которые урезали ей и ее семье выплату социальных пособий после того, как она и ее старшая дочь прекратили работать.
Однако Суд ЕС встал на сторону государства, постановив, что в случае с неработающими мигрантами доступ к базовым пособиям может быть ограничен.
Согласно законодательству Германии, безработные из других стран ЕС, которые отработали в стране менее одного года, сохраняют свое право на социальную помощь только в течение шести месяцев. После этого периода в получении пособия может быть отказано.
Вчерашний вердикт Суда основывается на решении, принятом в ноябре прошлого года по другому делу. Тогда в основе процесса лежал иск безработной гражданки Румынии Элизабеты Дано, проживавшей вместе с пятилетним сыном в германском городе Лейпциг.
Женщина не имела опыта работы в Германии. Практически не говорит на немецком. И тем не менее, она решила подать заявку на получение базового социального пособия для ищущих работу (уже получая при этом 184 евро в месяц в качестве детского пособия и 133 евро — в счет алиментов).
По национальному законодательству, иностранцы, которые прибыли в Германию с единственной целью поиска работы, претендовать на базовое социальное пособие не могут. На основании данного требования местные власти отказали в выплате пособия. Женщина попыталась оспорить этот отказ в судебном порядке. Суд в Лейпциге признал решение правильным, но начал сомневаться, соответствует ли национальный закон нормам ЕС, поэтому задал вопрос Суду Евросоюза.
Европейская Фемида встала на сторону Германии. В своем решении судьи подчеркнули, что истица не имеет какой-либо "истинной связи" с Германией и въехала на территорию страны лишь с целью получить пособия. Таким образом, суд признал, что государство может отказывать безработным мигрантам из других стран-членов Евросоюза в выплате пособий в том случае, если они "экономически неактивны" и их собственных доходов (без учета пособий) не хватает на легальное проживание. И это позиция распространяется не только на Германию.