Вопрос о применении конфискации авто уже не раз поднимался на Совете. И есть предварительная договоренность: конфискация транспортного средства может заменить административный арест за управление авто в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических или иных опьяняющих веществ.
В то же время в министерстве отмечается, что только у трети задержанных пьяными за рулем автомобиль находится в собственности, поэтому необходимо искать решения, чтобы применение санкций подходило всем.
Однако эксперты указывают, что следует учитывать - владелец транспортного средства имеет определенную ответственность в отношении того, кому он его доверил.
И еще: в настоящее время в Латвии уже действует порядок применения конфискации транспортного средства, например, для браконьеров.
В ходе обсуждения в Совете также указывалось: конфискация как санкция за управление авто в состоянии опьянения введена в нескольких странах-участницах Европейского союза (ЕС), например, в Бельгии, Дании, Италии и Франции.
Rus.lsm.lv со ссылкой на LTV рассказывает о таком случае: некий водитель в Германии купил новый Lamborghini и поспешил обратно на родину, в Норвегию, но приподнятое настроение подпортил полицейский патруль – его остановили, когда на одном из датских шоссе вместо положенных 130 км/ч гонщик разогнался до 236 км. В результате роскошный автомобиль стоимостью более 300 000 евро был конфискован. Причем не до погашения штрафа - изъят навсегда, он перешел в собственность государства. Возможно ли подобное в борьбе со злостными нарушителями ПДД и в Латвии? В понедельник, 29 ноября это обсуждали эксперты Совета безопасности дорожного движения. И их мнения разошлись.
Закон об административной ответственности на данный момент допускает конфискацию автомобиля, за рулем которого сидел пьяный водитель. Но только в том случае, если он совершил преступление на принадлежащим именно ему авто.
Юристы предупредили, что любая попытка расширить эту норму будет способствовать «конституционным рискам». Представитель Минюста Иоланта Лаура пояснила: «Очень высокий риск — если дело дойдет до Конституционного суда, то такая конфискация, если сам владелец не находился за рулем, была бы признана несоразмерным ограничением прав».
Анния Новикова, пресс-секретарь Министерства транспорта, считает: «Мы прекрасно понимаем, что эти санкции затронут имущество третьей стороны. Третьей стороной может быть не только банк. Это может быть член семьи. Это может быть работодатель в конце концов».
По словам представителя Латвийской конфедерации работодателей Петериса Лейшкалнса, не логично отнимать автомобиль у работодателя, который физически не может круглосуточно находиться рядом с работником, который набедокурил на дороге.
В свою очередь Карлис Крекис, представитель общества «Город для людей», считает: «Что для нас важнее - переживания семьи, лишенной машины? Или переживания семьи, чей близкий погиб в результате ДТП? Сколько стоит подержанная машина? Пару тысяч! Стоит ли того человеческая жизнь?».
В ходе обсуждения было предложено разрешить автовладельцам, доверившим свой автомобиль другому лицу, страховать такие риски. Если суд конфискует автомобиль, владелец транспортного средства получит компенсацию, а страховщик взыскивает сумму с нарушителя.
Но дискуссии еще продолжатся.
По данным заседания Совета по безопасности дорожного движения, во время пандемии интенсивность движения в Латвии стала ниже, но при этом водители стали в целом агрессивнее, они чаще садятся за руль в наркотическом или алкогольном опьянении. В то же время — спасибо «удалёнке» — уменьшилось число пострадавших и погибших на дорогах детей.