Если зайти в интернет в соцсети в группы "антирекламы" (с говорящими названиями вроде «Говнорынок»), можно узнать много интересного.
Чего у нас только не продают! Конфеты с паутиной (возможно, и червяком внутри), торты с волосами, мороженое с острыми осколками пластика, булки с бусинами.
Судя по словам главы ПВС Мариса Балодиса, нарушений на производстве хватает. Он рассказал журналу Likums un Taisniba о специфике своего ведомства. В год служба проводит 35 000 – 40 000 проверок на производстве, в магазинах, на рынках, оптовых базах, предприятиях общепита.
Конечно, тех, чью деятельность нужно немедленно остановить очень мало – менее 0,1% . Однако всяческие отклонения от нормы ПВС констатирует очень часто. Абсолютно идеальными можно назвать только 30% предприятий. Остальным помогают вписаться в приемлемый уровень проверками. Если предприятие быстро исправляется и переходит в статус «идеальных» или почти идеальных, его проверяют в два раза реже, чем нарушителей.
Штрафовать служба не тропится, стараясь помочь консультациями улучшить работу. Протоколы о нарушениях составляются только в 4% всех проверок, говорит Балодис. При обнаружении незначительных несоответствий, предприятию дают срок для исправления. Все требования стараются объяснять. Однако если нарушение повторяется, накладывается штраф. В самых вопиющих случаях – 4000 евро. Однако такие меры применяют редко и только в при самых грубых нарушениях, допущенных повторно.
Самые частые нарушения – это несоблюдение гигиены, несоответствие системы самоконтроля процесса на предприятии, проблемы с обучением персонала, несоблюдение температурного режима, маркировки и прочее.
Бюрократия на пути молодого бизнесмена
В прошлом году возник скандал с кафе Bez E, который заставил много говорить о ПВС. Молодая предпринимательница Рита Ритениеце открыла кондитерскую, где продавала пирожные собственного изготовления. Однако после прихода инспекторов ПВС она объявила о закрытии бизнеса, так как посчитала требования «ненормальными и невыполнимыми». После этого общественность ещё долго обсуждала то, как бюрократия душит малый бизнес.
ПВС пришлось оправдываться – дело не в бюрократии, а в несоблюдении требований гигиены.
В кафе был констатирован грязный пол, немытые рабочие поверхности, посуда, вентиляционная установка, а также нарушения в хранении продуктов. Кроме того, готовая, и еще не приготовленная еда, находилась в одном месте, а кондитерские изделия — прямо у мусорников. К тому же инспектора ПВС нашли в заведении просроченные сыр, мясо для пирожков, корицу и экстракт хмеля.
Несмотря на все это, бизнес закрывать никто не собирался – даме дали время исправить недочеты. Но она в знак протеста решила ликвидировать бизнес.
Марис Балодис рассказал, чем закончилась эта история:
- В этом случае были явные обстоятельства, которые указывали на угрозу здоровью посетителей. Продукты с истекшим сроком годности, хранение при несоответствующей температуре, грязные ведра для отходов. Вряд ли кто-то захотел бы попробовать такие продукты. Наверное, человек сам не знал, что и как делать, нашел самый легкий способ – пожаловаться. Все закончилось тем, что она в социальных сетях извинилась перед службой, признала, что ПВС не была главной причиной закрытия (мы наложили все лишь штраф в 50 евро и не закрывали кафе). Просто один человек не справился со всеми процессами, как запланировал.