Аресты в Латвии, разоблачения из Польши
Задержания и аресты в данном деле проводились в конце 2018-го года - они широко освещались в прессе.
Как тогда довели до сведения общественности, латвийские борцы с коррупцией ведут масштабное расследование вместе с польскими коллегами - речь идет о нарушениях должностных лиц в трех тендерах для нужд Rīgas satiksme. Подозреваемым инкриминировали также отмыв теневых капиталов.
Фигурантами этого громкого дела оказались председатель правления Rīgas satiksme Леонс Бемхенс, представитель производителя трамваев и троллейбусов Škoda Transportation Владислав Козак, предприниматель Марис Мартинсонс, предприниматель Эдгарс Тетеровскис, его супруга и член правления ранее принадлежавшего Козаку, а позднее ликвидированного предприятия Tram Servis Riga Элина Кокина. А также бизнесмен Александр Крячек и бывший директор департамента содержания и развития инфраструктуры Рижской думы Игорь Волкинштейн.
После начала скандала прежнее правление RS в полном составе подало в отставку. Закупки трамваев были приостановлены.
Представитель польской антикоррупционной службы тогда сообщил: в рамках совместного международного расследования в Риге задержаны люди, помогавшие скрыть взятку в размере 800 000 евро, - эти 800 000 евро следовало уплатить частями, маскируя под платежи за фиктивные консультации через ряд филиалов в Латвии, на Кипре, в Гонконге и Китае, прежде чем они попали бы в Ригу.
Уголовный процесс касается закупки низкопольных трамваев в 2016 году, сумма которой составляла 62,6 млн евро, закупки троллейбусов в 2013 году на сумму 131,646 млн евро и закупки автобусов в 2013 году на 75,8 млн евро.
Латвийский KNAB в свою очередь сообщил: к делу о закупках муниципального предприятия общественного транспорта Rīgas satiksme причастны должностные лица Рижской думы.
KNAB также анонсировал: обмен информацией по "трамвайному делу" происходит также с правоохранительными органами Чехии.
Почему KNAB решил закрыть дело
На минувшей неделе - то есть, уже в 2023-м году, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) сообщил о закрытии этого амбициозного уголовного дела.
Пояснения KNAB дает такие: Бюро не смогло получить достаточных доказательств для судебного преследования лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве. Принимая во внимание, что закон предусматривает, что все обоснованные сомнения в виновности, которые не могут быть устранены, должны быть оценены в пользу лица, имеющего право на защиту, KNAB с согласия Генеральной прокуратуры принял решение о прекращении уголовного производства.
Первоначально правоохранительные органы подозревали, что контракты на закупку транспортных средств включали миллионные "откаты". Покупки делались более дорогими, а часть этого "прироста" возвращалась в виде взяток. Согласно версии KNAB, таким образом контракт на поставку троллейбусов увеличился не менее чем на 6,5 миллиона евро, контракт на поставку автобусов увеличился не менее чем на 4,9 миллиона евро, а договор купли-продажи трамвая - не менее чем на 3,1 миллиона евро, - сообщает LETA.
В результате международного сотрудничества были выявлены счета в Китае и Гонконге, на которые были переведены подозрительные суммы денег, возможно, выплаченные в виде взяток. В связи с необходимостью уточнения движения денежных средств был направлен ряд запросов об оказании правовой помощи.
В марте этого года офис получил ответ от компетентного органа Гонконга на запрос офиса о правовой помощи. И хотя компетентный орган Специального административного округа Сянган считает, что просьба была удовлетворена, не вся информация, запрошенная в просьбе об оказании правовой помощи, была получена.
Ответа от Китая на запросы о правовой помощи в 2021 году получено не было, а с учетом полученного в марте этого года ответа о том, что запрос был выполнен, все механизмы международного сотрудничества для получения этой информации исчерпаны.
Что в итоге: следствие не имеет доказательств, которые бы указывали на совершение подозреваемыми предполагаемых преступлений, кроме того, в ходе финансового расследования не было установлено, какие должностные лица были конечными получателями взяток, как именно взятки доходили до их получателей и какие лица способствовали установлению финансового потока доходов, полученных преступным путем.
Также не удалось идентифицировать компании, используемые для отмывания денег, а также лиц, причастных к этому.
Однако при этом KNAB указывает: информация, полученная в ходе досудебного расследования, послужила основанием для возбуждения четырех других уголовных производств. KNAB также направил информацию, полученную в соответствии со своей компетенцией, для оценки в Государственную полицию, Службу госдоходов, Европейскую прокуратуру и Европейское бюро по борьбе с мошенничеством.
И еще: независимо от решения, принятого KNAB, Антикоррупционная служба Польши все еще расследует начатое ею уголовное производство.
Двое фигурантов уже умерли
А теперь штрих, к так сказать "человеческому фактору" этого дела.
Среди его фигурантов оказались многолетний члена партии «Честь служить Риге», бизнесмен Александр Крячек и бывший директор департамента содержания и развития инфраструктуры Рижской думы Игорь Волкинштейн.
Оба уже умерли в ходе следствия. Понятно, что здоровья в ходе подобных расследований не прибавляется.
"Сегодня"