Представители прокуратуры также сообщают, что параллельно начато уголовное дело против некоего юридического лица о применении принудительных мер.
Дело передано в суд Видземского предместья города Риги.
"Эти обвинения абсурдные!"
Предприниматель Марис Мартинсонс считает обвинения, предъявленные ему в деле президента Банка Латвии Илмара Римшевича, абсурдными. Адвокат предпринимателя Дидзис Вилемсонс заявил, что обвинения абсолютно не обоснованны. Это, по мнению адвоката, подтверждается нежеланием обвинения предоставить более детальное описание инкриминируемых преступлений.
По словам защитника, предприниматель полностью отрицает любые инкриминируемые ему преступления и готов сотрудничать со следствием, чтобы выяснить истинные обстоятельства дела.
Вилемсонс также напомнил о том, что в связи с необоснованным заключением Мартинсонса в прошлом году его защита подала жалобу в Европейский суд по правам человека.
Обвинение настаивает на своем
Как ранее сообщила прокурор Йиргена, дело против Римшевича и Мартинсонса начато по заявлениям двух акционеров Trasta komercbanka (TKB).
Один из акционеров обратился к Римшевичу еще в 2010 году с просьбой помочь уладить вопросы, связанные с Комиссией рынка капитала и финансов (КРФК), в обмен предложив ему оплаченную поездку на Камчатку. В свою очередь в 2012 году этот же акционер вместе с еще одним акционером банка повторно обратился к президенту Банка Латвии с просьбой о помощи в вопросах, связанных с КРФК. В качестве платы Римшевич потребовал 500 000 евро, которые предполагалось заплатить двумя частями — одну до принятия решения КРФК, вторую — после него.
В соответствии с договоренностью 2010 года Римшевич неоднократно давал консультации акционеру TKB, пытаясь таким образом повлиять на решения КРФК. Такого рода консультации оказывались и на основе договоренности 2012 года, но, хотя Римшевичу и удалось повлиять на комиссию таким образом, чтобы она приняла решения, которые были благоприятны для TKB, одновременно с ними были приняты и неблагоприятные решения. Одним из видов помощи, которую оказывал Римшевич, прокурор назвала содействие в подготовке ответов на вопросы КРФК о ликвидности банка и клиентах-нерезидентах.
Йиргена сообщила, что Римшевичу удалось не полностью выполнить то, что от него просили, поэтому была уплачена только первая часть взятки, то есть 250 000 евро. Мартинсонс в этом процессе выполнял роль посредника, который получил 10% от общей суммы взятки.
Как сообщалось, Римшевичу обвинение предъявлено по ч. 4 ст. 320 Уголовного закона о взяточничестве. Мартинсонсу также обвинение предъявлено по этой же статье, но в поддержке взяточничества. Наказание за это преступление предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 11 лет.
Версия: Римшевич планировал работать у Мартинсонса
Каким же образом глава Центробанка Римшевич и бизнесмен Мартинсонс оказались в одной "связке"? Передача Nekā personīga ранее сообщила об этом следующее:
* с точки зрения прокуратуры заплаченную акционерами коммерческого банка Trasta komercbanka взятку Римшевич получил при посредничестве Мартинсонса, так как этот банк кредитовал фирму 4Finance, ранее принадлежавшую Мартинсонсу. Поэтому идея Мартинсонса состояла в том, чтобы познакомить Римшевича с акционером банка Виктором Зиемелисом, который передал деньги Римшевичу. Взятка была передана по частям в находящемся в Вецриге клубе Churchill Club и в комплексе отдыха Taureņi. Как сообщает Nekā personīga, Зиемелис передавал деньги Римшевичу как напрямую, так и через Мартинсонса;
* по меньшей мере в трех беседах, которые в бане Taureņi тайно записало Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB), участвуют Мартинсонс, Римшевич и Зиемелис, указывает Nekā personīga. В Taureņi они активно обсуждали не взятки, а развитие объекта недвижимости в Юрмале на улице Базницас. Они планировали, какая доля в этом проекте у самого моря будут принадлежать каждому из них, сколько денег придется вложить развитие, и как там обеспечить многоквартирную застройку.
Прокуратура считает, что деньги, полученные в виде взятки, Мартинсонс и Римшевич легализовали, купив доли недвижимости на улице Базницас. Римшевич, как считают в прокуратуре, официально не является владельцем долей и скрывается за Мартинсонсом;
* в свою очередь Римшевич утверждает, что не был уверен, что его переизберут на пост президента Банка Латвии на третий срок, поэтому планировал работать у Мартинсонса, и за полгода до этого в бане они обсуждали совместный проект, сообщает Nekā personīga.
В передаче также напоминается, что сразу после задержания зимой 2018 года, когда Римшевич не знал, что баня прослушивается, он утверждал, что Мартинсонса знает только по имени, и у них не было никаких общих сделок.
Возможно, на взятку покупали недвижимость в Дубулты
В конце мая Генеральная прокуратура выдвинула дополнительное обвинение Римшевичу и Мартинсонсу, оно связано со сделкой, в результате которой официально принадлежащее Мартинсонсу предприятие MM Investīcijas приобрело недвижимость в Юрмале, по адресу ул. Базницас, 2, также сообщила программа Nekā personīga (TV3).
Генеральная прокуратура считает, что Римшевич потратил взятку в 250 тыс. евро на покупку недвижимого имущества, которое было приобретено от имени некоего предприятия.
Также начат процесс против некоего неназванного предприятия о применении принудительных мер воздействия, потому что отмывание денег происходило в интересах этого юридического лица.
Nekā personīga сообщает, что три четверти объекта недвижимости в Дубулты на улице Базницас в конце 2012 года бизнесмен Юрис Апейнис продал в тот момент полностью принадлежащему Мартинсонсу предприятию MM Investīcijas. По сведениям передачи, опытный предприниматель из сферы общепита Апейнис является хорошим другом Римшевича. В свое время Апейнис получил эту недвижимость по дарственной.
Информация Земельной книги свидетельствует о том, что в 2014 году MM Investīcijas приобрела у Алексея Елина и оставшуюся четверть этого объекта. В тот момент единственным владельцем MM Investīcijas стал сын Мартинсонса - Марцис, свидетельствуют данные Firmas.lv.
В настоящее время сын Мартинсонса остается является единственным владельцем MM Investīcijas. Но прокурор наложила арест на принадлежащие этой фирме доли данного объекта недвижимости в Юрмале.