KNAB о махинациях при закупке
Представители Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB, БПБК) описывали фабулу дела так: подозреваемые договорились, что в рамках закупки 2018 года - уже после выполнения предусмотренных договором работ, подделают документы.
В марте 2019 года должностное лицо организовало новую закупку - за услуги, уже выполненные в 2018 году. Затем все трое договорились незаконно получить бюджетные средства самоуправления, и должностное лицо с одним из частных лиц подписало договор, в который была включена недостоверная информация.
Однако по причинам, независящим от троицы, деньги так и не были перечислены. Но если бы все удалось, то убытки, причиненные муниципальному бюджету, составили бы 9495 евро, - считают в KNAB.
До суда дело, впрочем, дошло в несколько урезанном варианте. Прокуратура нашла возможным вменить троим обвиняемым только подделку документов.
Уголовный закон за подделку документов предусматривает лишениее свободы на срок до четырех лет, принудительные работы или штраф.
Фигуранты дела: предприятия и люди
Рижская Первая городская больница полностью принадлежит Рижской думе. Оборот больницы в 2017 году составил 15,29 млн евро, а прибыль 191 433 евро, свидетельствуют данные "Firmas.lv".
Предприятие "Torensberg", по данным "Firmas.lv", основано в 2006 году, и его основной капитал составляет 8526 евро. Общество принадлежит Марии Кинсте (ранее Крейцер). Крейцер в правлении этого предприятия находился в период с 2014 года по 25 апреля 2019 года.
Латвийское телевидение ранее сообщало, что Torensberg для Первой городской реализовал несколько проектов, в том числе в 10-м корпусе больницы, где работает и отдел компьютерной томографии.
Нюанс с "откатами"
Что также стоит отметить: Крейцер ранее уже был приговорен по делу Детской больницы. Он получил условное лишение свободы на четыре месяца проверочным сроком в восемь месяцев, принудительные работы на 70 часов, штраф в размере 70 минимальных зарплат или 30 100 евро, а также частичную конфискацию имущества - 42 780 латов (60 870 евро).
Аресты в рамках "дела о больнице" прошли в 2009 году, через год оно было отправлено в прокуратуру, ещё через год - предъявили обвинение. Процесс в суде начался в октябре 2012 года и завершился только через 8 лет.
Схема, по версии обвинения, выглядела так: больница объявляла конкурс на строительство объекта, после чего претенденты подавали свои предложения. Когда чиновники знакомились с этими предложениями, оказывалось, что фирма Pamats выдвигает очень выгодные условия. Вот только когда фирма получала непосредственно заказ, смета менялась. Дальше нужно было лишь убедить членов комиссии по закупкам в "математической ошибке", а потом дать взятку, чтобы на это закрыли глаза.
По версии обвинения, на практике "откаты" происходили так.
В одном из конкретных примеров речь шла о строительстве перехода для нового многофункционального корпуса больницы. И вот, 18 августа 2009 года подрядчик для этих работ выбрал фирму PPF buve, в состав которой входит и вышеупомянутая фирма Pamats. Предложенная цена без НДС составляла 131 345 латов. Предложение было самым выгодным из всех поданных. Однако это была лишь имитация самой низкой стоимости. Как только дело дошло до выполнения договора, смету увеличили на 22 000 латов, а разницу разделили между собой.
Так произошло и, к примеру, при реконструкции дома для родителей. Сначала была внесена смета на 369 000 латов, но потом сумма превратилась в 390 000 латов. Сама же реконструкция была полностью оплачена пожертвованиями.
При строительстве самого многофункционального корпуса даже махинаций проводить не пришлось – заказ оформили без всякого конкурса. Далее в смету помимо строительных работ включили сумму, которая должна была отойти чиновникам. "Откат" составил 33 000 латов. Сам же проект финансировался на кредит, за который поручилось государство.
В итоге суд утвердил соглашение обвиняемых с прокуром. Предприниматель Александр Крейцер был приговорен к условному сроку на четыре месяца с испытательным сроком восемь месяцев, 70 часам принудительных работ, денежному штрафу в размере 70 минимальных месячных зарплат (30 100 евро) и частичной конфискации имущества на сумму 60 870 евро.
Бывший член правления больницы, руководитель закупочной комиссии Арнис Крамзакс приговорен к лишению свободы на один год и три месяца условно с испытательным сроком в два года, денежному штрафу в размере 75 минимальных месячных зарплат (32 250 евро) и частичной конфискации имущества (По конфискацию попали машины "Volvo" "S80" и 5691 евро).
Члена правления фирмы Projektu vadibas un attistibas birojs Райтиса Муйжниекса приговорили к условному лишению свободы на один год с испытательным сроком на один год и 8 месяцев, денежному штрафу в размере 70 минимальных месячных зарплат (30 100 евро) и частичной конфискации имущества в размере 100 000 латов (142 287 евро) и 11 381 долларов США (10 544 евро).
Бывшего хозяйственного директора больницы Айвара Лысенко суд приговорил к условному лишению свободы на восемь месяцев, денежному штрафу в размере 30 минимальных месячных зарплат (12 900 евро) и частичной конфискации имущества в виде двух объектов в Айзкраукле и Скривери.
Сергея Кравцова суд приговорил к денежному штрафу в размере 18 минимальных месячных зарплат (7740 евро), инспектора Государственной пожарно-спасательной службы Юриса Шмитса - к 100 часам принудительных работ и возврату 1290 евро, нажитых преступным путем, Георгия Пименова - к 80 часам принудительных работ, а Михаила Крейцера - к 70 часам принудительных работ.
Кроме того, с нескольких обвиняемых солидарно взысканы убытки Детской больницы и процессуальные затраты в размере 130 497 евро.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"