— Насчет Скандинавии не все так просто: я имею опыт работы со шведами. У Kolumbija был построен свой цех под шведский ретейл, под их private label, я делал под них креветку, как сейчас делают в Вентспилсе.
В итоге шведы поняли, что мои инвестиции полностью завязли на них, они начали выкручивать мне руки со страшной силой. Это не российский менталитет, где тебе выкручивают руки, но есть компромиссы — шведы крутят и крутят руки со скандинавской лишенной интереса и эмоций холодностью. У тебя уже глаза на лоб, суставы хрустят, а они продолжают крутить. Когда я наконец им сказал, что не готов на них работать бесплатно, они сказали: сорри, даже не заплатили за последнюю поставленную партию. Деньги не вернул.
Судиться бесполезно: что там закон о защите иностранных инвестиций, когда шведские суды принимают решения в пользу своих коммерсантов. Это не Латвия, где судья может быть абсолютно не предвзят и объективен.
Хочу сказать, что риски в западных странах на порядок больше, чем риски экспорта в Россию. На Западе запросто вам скажут: нам нужна банка под частным ярлыком за 50 центов или мы будем чистить креветки в Марокко. И думай: или работать в легкий минус, или разорвать договоры и закрыть направление.
Все же надеемся, что рынок России откроется — пусть и там сложно, но она рядом и там есть хорошо знакомые партнеры, которым можно доверять.
Вот сейчас без рынка России все рванули осваивать Китай: летаем, тратим деньги, все сложно, условия другие, менталитет другой.
Но вот читаю в новостях, что в ноябре в Латвию прилетает далай-лама, а знаете, как китайцы к этому относятся? Завтра нам могут сказать: уходите с вашими консервами, если у вас в Латвии принимают далай-ламу. Это снова риски, связанные с политикой.
У нас чистого бизнеса как такового не осталось. Бизнес был пять лет назад, и тогда, если завод банкротился, значит, им руководил плохой бизнесмен. Сейчас в банкротстве половина вины предпринимателя, а еще на 50% бизнес зависит от внешнеполитического фона.
— Имеете в виду западную конфронтацию с Россией?
— В виду я имел все... В какой банк ты бы ни пришел за кредитом, тебе говорят: а что ты определяешь? Как можешь гарантировать отсутствие санкций и стабильный экспорт? Не можешь. Поэтому извините, мы вам кредит не дадим.
В банке под кредит требуют личную гарантию, залог. Как я могу это дать, не подставляя свою семью и детей? Пока не уйдут политические риски, стабильного развития деловой среды в Латвии не будет.
Источник - http://ru.bb.vesti.lv/. Полностью интервью читайте во вторник, 26 июля в газете «ВЕСТИ СЕГОДНЯ»