Новое поколение выбирает "спайсы"
Что известно почти всем: видов спайса много, формулы все время меняются, поэтому с ними так трудно бороться. Едва в список запрещенных веществ внесли какие–то новшества, как появляются очередные версии.
И ничего удивительного здесь нет.
— Откуда вообще появились легальные наркотики? Эти вещества разрабатывали фармацевтические кампании с целью создания лекарственных препаратов, — напоминает Андрей Гришин. — Их множество, но большинство в итоге, как оказалось, никакого медицинского значения не имеют. Однако исследования остались, как и статьи в научных журналах с формулами и описаниями. Вот ушлые люди и стали это использовать...
В Латвии спайс традиционно принято курить. Но это не единственное применение психоактивных веществ — их можно колоть внутривенно, можно класть под язык.
— В прошлом году в Европе появились вещества, которые используют как ЛСД–марки, — это пропитанные бумажки, которые кладут под язык, — поясняет г–н Гришин. — В Латвии эти "марки" тоже изымались, но пока в минимальном количестве.
Смертельная "белочка"
Вместе с волной легалайза к нам в страну проникло и совсем уж опасное вещество: карфентанил.
— У нас он был легальным три месяца в конце 2012 — начале 2013 года, — говорит Андрей Гришин.
Что это такое? Фактически обезболивающее для крупного рогатого скота. Вещество из морфиновой группы, приходится неким родственником смертоносному "белому китайцу". У нас его еще называли "белочка". Даже мизерное количество его очень опасно, смертельная доза находится в районе одного микрограмма (одна миллионная часть грамма, или 0,001 миллиграмма!).
Плюсы распространения карфентанила для преступников понятны: из–за малого объема его легче перевозить, так что возникает меньше рисков. Но для наркоманов он крайне опасен из–за высокого риска передозировки.
Поначалу распространителей этого вещества даже привлечь нельзя было: он не входил в списки запрещенных веществ.
— Проблема у нас была около трех месяцев, пока генерическую формулу не запретили.
Успехи и провалы борьбы
Что еще у всех на слуху, уважаемые читатели? Полиция и законодатели пытаются как–то отреагировать на спайсы, но пока с сомнительным успехом. Даже после принятых поправок в больницу продолжают попадать люди.
— Проблема и у нас, и в Европе заключается в чем? Опасные вещества надо бы запретить, но так, чтобы не запретить чего–то лишнего. Вот это и порождает проблемы, — комментирует общую ситуацию Андрей Гришин. — Хотя сейчас уже практически все специалисты уверены: в этих курительных смесях нет никакой медицинской ценности и хозяйственной пользы!
Борьба тем временем ведется с переменным успехом.
— В прошлом году в конце февраля мы криминализировали большое количество составов, используя генерическую формулу, — продолжает Гришин. — Это не решило проблему, но опыт показал, как ее можно решить. Ведь когда эти поправки вступили в силу, на территории Латвии практически не было новых веществ, которые бы ни попали в список запрещенных. Тогда все точки сразу же и закрылись. Были отдельные персонажи, которые пытались продавать остатки подпольно, но мы стали их задерживать за это.
Однако уже через 10 дней в Латвии стало появляться новое вещество — AKB (синтетический каннабиноид), которое не было включено в списки. И опять возникла проблема.
Осенью прошлого года была введена система временного запрета. Правда, сразу был минус: практически никакого наказания за игнорирование этого запрета не было предусмотрено. Но законодатели вскоре приняли изменения, вступившие в силу 9 апреля: продажа веществ, которые попали под временный запрет, и его игнорирование теперь вне закона.
"Наркотики легально живут два дня"
По словам г–на Гришина, сейчас ситуация такова: продавцы дури ушли в подполье, так что с ними ведется борьба как с обычными дилерами.
— Главное, сейчас нет общедоступности. Новое вещество может продаваться в Латвии фактически в течение двух дней. Мы тесно сотрудничаем с Центром профилактики и контроля заболеваний, который достаточно быстро заносит подобные вещества в список запрещенных.
Выглядит это так: полиция изымает новое вещество, и сразу же эксперты с помощью экспресс–анализа, если возможно, устанавливают формулу и тут же заносят ее в список временного запрета. Далее Центру профилактики и контроля заболеваний необходимо два дня, чтобы издать административный акт и запретить вещество: отправить публикацию в Latvijas Vestnesis, после чего на следующий день запрет вступает в силу.
По словам Андрея Гришина, торговцы попытались найти контрмеры — пойти на опережение и перед вступлением в силу поправок привезли новые вещества, ни в каких списках не фигурирующие. Но информация об этом у оперативников имелась, так что за два дня до изменений полиция провела задержание.
— Было изъято 1300 доз (около 300 граммов), которые легальными, по сути, оставались только один день. Центр тут же внес вещество в список. Так теперь и работаем: быстро изымаем, быстро отрабатываем. Но нужны законодательные изменения, чтобы запретить эти психоактивные вещества в целом. Чтобы перехватывать наркотики уже на границе, привлекать к ответственности курьеров.
Как они к нам попадают
Наркотрафик Андрей Гришин описывает таким образом:
— В основном эти вещества идут по почте из Китая и Индии, но могут провозиться и курьерами. Ведь пунктом назначения при отправке может значиться не Латвия, а другое крупное портовое европейское государство. Туда и привезут морские контейнеры, а затем курьеры развезут все сухопутным путем через прозрачные шенгенские границы... Мы сотрудничаем с Latvijas pasts: когда подозрительные посылки приходят, изымаем их.
Вот поэтому и стоит думать о дальнейшем изменении законодательства: у нас уголовно наказуем факт реализации на территории Латвии. Но доставка, транспортировка и вся логистика — все это ненаказуемо. Единственный риск — это лишение товара. Но все было бы гораздо эффективнее, если бы в борьбу могли включиться таможенники и пограничники.
Да, сейчас лавочки, которые торговали спайсами, закрыты. Но радоваться рано: торговля ведется подпольно. Каждый день происходят задержания 2–3 дилеров плюс задержания перевозчиков.
И еще одна тенденция: "классические" дилеры расширили ассортимент за счет спайсов.
Кто за всем этим стоит?
Что касается человеческого фактора бизнеса, то г–н Гришин поясняет:
— Однозначно описать структуру рынка нельзя — он еще только складывается. Сейчас к тому же он ослаб. Но в большей мере за всем этим стоит организованная преступность, хотя есть и "самодеятельность".
Но рано или поздно все перейдет в руки оргпреступности. Осенью у нас уже были пожары на точках, разбитые стекла, поджоги машин, физическое воздействие против вовлеченных в торговлю людей — все это были "намеки" от оргпреступности, чтобы независимые торговцы поделились или перешли под влияние определенных групп.
Сейчас торговля активно ведется в Интернете. Но и здесь все не так просто. При попытке что–то послать почтой мы изымаем подозрительные посылки. Приходится посылать курьеров. А это уже повышает риски, требует лучшей конспирации. Так что на данный момент экономически не выгодно распространять вещества маленькими дозами. Что в итоге: количество продаж упало, а продавцам приходится поднимать цены, что тоже ограничивает потребление.
И о Бюро по борьбе с наркотиками
Напоследок г–н Гришин прокомментировал нам идею, которую уже обнародовал министр внутренних дел Рихардс Козловскис, — о восстановлении Бюро по борьбе с наркотиками.
— Чем мне нравится его восстановление: во–первых, это показывает отношение государства к борьбе с наркотиками, это позитивный сигнал для общества. Все–таки отдел при каком–то подразделении — это не то. Да и на международном уровне выглядит не так солидно. Во–вторых, это расширение полномочий и возможность для нас развивать международные контакты, уделять внимание распространению запрещенных веществ в ЕС и других странах. Это скрытая от общественности сторона борьбы с наркотиками, но латвийская криминальная полиция работает в сотрудничестве с аналогичными структурами других государств, мы задерживаем на территории Латвии наркодельцов по запросам других государств.
Для борьбы с наркотиками на территории всего Евросоюза нужна отлаженная работа. Нужны лучшая координация, обработка информации, сотрудничество со всеми структурами, которые с этим сталкиваются: погранохрана, таможня, места заключения. Пока все эти структуры независимы, у них есть свои интересы, может быть, даже какая–то конкуренция. Но у этой работы должна быть общая цель, которую может поставить Бюро по борьбе с наркотиками. Плюс большой пласт аналитической работы: денежные счета преступников, недвижимость, вклады за границей. Все это возможно сделать и необходимо делать.
Еще один момент, на который нужно обратить внимание: оборот прекурсоров (исходное сырье для производства наркотиков). Латвия используется для их транзита. Нужно следить, чтобы все поставки доходили до фармкомпаний, а не оседали в лабораториях наркопроизводителей.
Необходима и работа с общественностью. Ведь о проблеме психоактивных веществ начали говорить уже в 2009 году, но настоящую борьбу развернули только в 2014–м. Не хотелось бы столкнуться с ситуацией, когда у нас через 5 лет обнаруживают, что "появилась проблема". Представители Бюро по борьбе с наркотиками могли бы вовремя донести до общественности свое мнение так, чтобы это не выглядело, будто полиция что–то тут выдумывает для выбивания финансов.
Для справки: из последних задержаний
В конце апреля полиция провела несколько задержаний торговцев дурью в Риге. Так, на улице Бариню полиция задержала 27–летнего мужчину, который незаконно торговал психоактивными веществами в уже закрытой лавке. У торговца изъяты 102 упаковки с растительной смесью.
Задержан был также еще один распространитель спайса, 1988 г. р.
В Агенскалнсе полиция задержала женщину 1979 г. р., которая торговала спайсом на улице. У нее было найдено 20 упаковок психоактивных веществ. Также был покупатель.
Против задержанных начаты уголовные процессы о приобретении, хранении и реализации психоактивных веществ.
Кроме того, 23 апреля в служебной гостинице лиепайского мореходного колледжа полиция во время рейда обнаружила 36 граммов растительной смеси. Рейд провели, так как в распоряжении полиции имелась информация, что в этом месте употребляются и, возможно, продаются наркотики. Во время рейда, в котором участвовали две служебные собаки. Полиция задержала трех человек — курсантов, проживавших в гостинице.