«Я не понимаю, что мне теперь делать... В какой-то мере я ошибалась в своем отце, хотя я его вроде как и не сужу. Но все равно такое неприятное чувство и в голове вертится один вопрос: он что, действительно «стучал», сколько проблем это доставило другим людям, нам теперь расплачиваться за этот грех поколениями? Это рождает стыд и чувство вины», - объясняет женщина.
Психотерапевт Гинта Тейване объясняет, что похожие чувства сейчас испытывают многие жители Латвии. Но на ее взгляд, чтобы население Латвии не разделилось еще сильнее, нужно перестать замалчивать свои чувства, перестать скрывать информацию.
"Объяснение с людьми, прояснение судеб каждой отдельной семьи и всего народа в целом даст нам возможность стать внутренне и внешне свободными, а сейчас мы не такие, мы из поколения в поколение по-прежнему переносим агрессию, обиду, страх, стыд», - объясняет психоаналитик.
Эксперты призывают не судить и не критиковать, а разобраться с тем, почему так случилось, что имя родного человека нашлось в картотеке КГБ.
Отметим от себя: интерес к сайту с карточками агентов КГБ не утихает: за последние две недели его посетили около 200 000 раз. И конечно же, продолжается обсуждение найденных в архивах имен известных общественных деятелей, политиков, людей искусства, а также представителей церкви.
Обсуждать это они не жаждут
Отметим философски: мало кто из тех, чьи фамилии попали в картотеку Государственного комитета государственной безопасности Латвийской ССР (КГБ) готовы обсуждать это публично. И это не только наше наблюдение. Как указывают журналисты Латвийского радио (ЛР) в основном они получают отказы.
Отказались обсуждать эту тему с ЛР и руководители известной в начале 90-х "перестроечной" передачи "Labvakar" Оярс Рубенис и Эдвинс Инкенс.
"Я не буду говорить об этой теме. Я все рассказал в фильме" Lustrum ". Я не чувствую себя виноватым, просто не хочу себя травмировать, - пояснил Рубенис. В свою очередь, Инкенс, отвечая на вопрос, "признает ли он свое сотрудничество с Чека, сказал:" Ну, я был в суде, где сказано, что я не сотрудничал. В этом смысле мне легче, чем другим". Он прошел через подобный суд еще около 25 лет назад.
Как констатирует ЛР для открытой беседы оказался не готов также Михаил Родин, и легендарный латышский режиссер Янис Стрейч.
Обнаружились и фигуранты педофильских дел
На днях выяснилось, что в "мешках ЧК" находятся также имена фигурантов педофильских скандалов из 90-х Айнара Эйсакса и Ингуса Тунса, осужденных за сексуальные преступления.
В ходе общественных изучений "мешков ЧК" выяснилось, что его карточка экс-организатора конкурса красоты "Миссис Латвия" Айнар Эйсакс там имеется. Он упоминается под псевдонимом "Зигмунд", родился в 1961 году, завербован в 1983 году. В карточке есть и такое поясние: вербовку совершил некий Алексеев, действовавший в "специальном" отделении (особый отдел). В иерархии управления КГБ оно называлось третьим главным управлением, занимавшимся военной контрразведкой.
....Справедливости ради добавим и другой штрих к портрету Эйсакса: как мы писали в начале нулевых, он оказался сознательным заключенным: в тюрьме помогал работе библиотеки, и даже вел курсы английского языка для других сидельцев. (Активисты светской жизни "на воле" тогда этому очень удивлялись). Никакого вознаграждения за эту работу Эйсакс не получал — он занимался ею на общественных началах. Занятия группы по изучению английского языка проводились с помощью компьютеров. "С Эйсаксом у нас проблем нет", — сообщил тогдашний начальник Управления мест заключения Александр Точеловскис.
Есть мешках и карточка Ингуса Тунса под псевдонимом "Андрис" (1969 г.р., завербован в 1988 году). Имя Тунса также было широко известно в конце 90-х - начале 2000-х годов. Суд признал его виновным в педерастии, если она совершена с несовершеннолетним, и в других преступлениях. Обвинение Тунса, которое первоначально фигурировало в скандальном деле Logos centrs впоследствии было выделено в отдельное делопроизводство.
Доверяют ли латвийцы "мешкам"?
Сейчас только четверть латвийцев верит, что картотека КГБ ЛССР, опубликованная 20 декабря 2018 года, аутентична и содержит имена информаторов. Об этом свидетельствуют данные опроса Kanter TNS, проведенного среди жителей от 18 до 60 лет.
При этом четверть - 25% респондентов ответили, что материалы "мешков ЧК" аутентичны, а 27% опрошенных уверены в обратном. Каждый третий (33%) и вовсе заявил, что эта тема его не интересует, у 15% респондентов нет конкретного мнения по этому вопросу.
Интерес к мешкам проявляют в США и России
Об этом в интервью LNT директор Латвийского национального архива Мара Спруджа пояснила: в дальнейшем планируется публиковать истории и интервью тех, кто упоминается в архиве. Она считает, что это может стать хорошим материалом для исследователей и в будущем, и уже сейчас.
Что существенно: интерес к "мешкам КГБ", опубликованным в Латвии, проявляют также в России, Украине, Белоруссии и США.
Весной будет опубликована еще одна часть архива — сохранившаяся переписка и документы о сотрудничестве Коммунистической партии с КГБ. По мнению Спруджи, это часть должна быть интереснее всего для ученых.
В некоторых документах содержится персональная информация, которую публиковать нельзя — информация о третьих лицах, например, о тех, за кем велась слежка. В интернете можно будет посмотреть только частично анонимизированные версии, а полные версии будут доступны для ученых и журналистов на месте в архиве.
Для справки
Как мы уже сообщали, в Латвии спустя 20 лет споров, были рассекречены архивы КГБ. Национальный архив Латвии опубликовал засекреченные документы КГБ Латвийской ССР. Всего в открытый доступ выложены 10 612 личных карточек информаторов спецслужбы. Документы будут публиковать частями. С 1 мая 2019 года будут доступны и другие документы КГБ. Они будут выкладываться на сайте по мере их оцифровки. Это делается для того, чтобы общество "могло перелистнуть эти черные страницы истории Латвии и ее народа", говорил президент страны.
Среди опубликованных документов - алфавитная и статистическая картотека агентов, картотека учета внештатных оперативных работников КГБ ЛССР, телефонная книга сотрудников, а также описания (учетные списки) ЦК компартии Латвии из фондов госархива.
Осторожно, никого не называем агентами!
Сразу после публикации "мешков" фамилии оттуда стали активно обсуждаться в социальных сетях. Однако работники архива уже не раз подчеркивали: эти документы носят только информационный характер. Они не доказывают факт сотрудничества, это может сделать только решение суда.
Руководитель архива Мара Спруджа поясняет: никто не может гарантировать, что упомянутые лица на самом деле были информаторами. В начале 90-х годов архивы "мешков ЧК" могли быть подчищены и изменены.
Зачем публиковать то, что нельзя официально подтвердить? А это, уважаемые читатели, вопрос к депутатам предыдущего Сейма, которые в предвыборной лихорадке вывалили на народ содержимое мешков с картотекой агентов КГБ.
От себя отметим: в начале 90-х активно ходили слухи, что отдельные документы "выкупались". При этом называлась даже цена - 5000 долларов.
То есть: публичной информацией из "мешков Чека" можно делиться, в том числе в социальных сетях, однако стоит воздержаться от публичных рассуждений типа "Точно! Он же агент!". Это может закончиться иском в суд.