Груз на двух Volvo
После этого прокурор подала кассацию, настаивая, что контрабандой сигарет занималась организованная группа, где у каждого участника были свои обязанности. Обвиняемый Д., например, руководил группой, контролировал действия остальных. Еще трое членов группы - С., Е., и Г., должны были следить за обстановкой на границе и предупреждать непосредственных исполнителей в случае опасности. Поскольку он работал на таможне, то должен был обеспечить, чтобы все прошло гладко. В свою очередь А. и Б. должны были получить сигареты с российской территории и привезти их на своих авто.
По версии обвинения, руководитель группы Д. в октябре 2010 года купил сигареты в России, после чего А. и Б. должны были перевезти их через границу.
И вот А. на автомашине Volvo с прицепом и Б. на автомашине Volvo прибыли на территорию Российской Федерации, где получили от неизвестных лиц сигареты и спрятали их в автомобилях. Через границу они ввезли контрабанду в Малнавской волости 24 октября 2010 года в 15.47. От таможенников при этом попытались скрыть 6 508 360 сигарет на 81 310,70 латов (115 694,70 евро). Но их все же задержали.
Таможенник Г. должен был предупредить остальных участников организованной группы, если будут непредвиденные обстоятельства. И вот, 24 октября 2010 года, находясь на своем рабочем месте в Латгальском пункте таможенного контроля Государственной службы доходов "Гребнево", он по телефону предупредил остальных участников группы о прибытии уголовной полиции.
Почему суд не заметил прослушки?
Сенат признал, что в обвинении указаны фактические обстоятельства дела, которые доказывают, что это была именно организованная группа.
Сенат констатировал, что суд апелляционной инстанции напрасно не оценил доказательства, которыми обосновано обвинение, а также не мотивировал, почему отклоняет эти доказательства. Среди них - прослушки телефонных переговоров между участниками группы. Суд не объяснил, почему не принял их во внимание.
Суд также не дал оценку заявлению члена группы Д., что тот заранее дал таможеннику листок с номерами машин, которые должны были беспрепятственно проехать.
В итоге Сенат постановил отменить решение Латгальского окружного суда от 14 января 2020 года и направить дело на новое рассмотрение.