Кто-то скажет: ничего странного тут нет, у нас и за меньшие деньги убивают, а тут гостья принесла с собой 13 000 евро. Но все же согласимся: это редкость, чтобы приличные рижане, пригласив к себе в дом знакомую, устраивали после кофе резню.
Впрочем эту версию обвинению ещё придется доказать. Ибо обвиняемые, которые в ходе следствия свою вину частично признавали, в суде заявили, что ни в чем не виноваты.
В общем этот процесс, который начался в конце минувшей недели, обещает быть богатым на неожиданности. Адвокат основного подозреваемого Яниса Бурвы Марис Бите в разговоре с нами подчеркнул: в деле вовсе не все так однозначно, как кажется.
Родственники погибшей требуют с обвиняемых компенсацию - 100 000 евро.
Откуда взялись 5 ножей?
Итак, на скамье подсудимых оказался хорошие знакомые покойного адвоката — Янис Бурва (на фото), его бывшая супруга Ирена Голдберга, а также приятель этой пары Роман Задерсонс.
Обвинение выстраивает такую картину событий. В мае прошлого года Инта Балтиня, уже исключенная из Коллегии адвокатов после скандального дисциплинарного дела, встретилась с Бурвой в одном из кафе в Вецриге. Она ему рассказала, что хочет начать новую жизнь и заняться предпринимательской деятельностью.
Более того, как выяснилось в разговоре, с собой у дамы было 13 000 евро, на которые она собиралась купить какую-то строительную технику. Как считает обвинение, к этому моменту Бурва уже спланировал убийство. Причина самая банальная: он хотел забрать эти деньги.
И вот, чтобы облегчить экс-адвокату жизнь, Бурва предлагает подвезти даму в Елгаву, где должна была состояться сделка. За рулем -- его бывшая жена — Ирена Голдберга. Но по дороге мужчина предлагает заехать к ним в гости в Олайне, чтобы выпить еще одну чашечку кофе.
И вот, представьте: гостинная, Бурва и Балтиня невинно общаются на "кофейные темы", возможно, Инта Балтиня строит планы по поводу будущего бизнеса, советуется, делится страхами. И тут Голдберга отправляется на кухню, чтобы принести нож.
Как удверждает обвинение, Бурва нанес своей жертве первое ножевое ранение. Затем Ирена принесла с кухни еще пять ножей, и экзекуция продолжилась. Позже эксперты начитали около 10 ножевых ранений в грудь погибшей.
После этого подсудимые позвонили своему знакомому Роману Зандерсону и попросили о помощи. Правда, они не сказали, в чем именно им необходимо помочь. Но, когда тот приехал в Олайне, его поставили перед фактом. А точнее перед трупом. (Нам остается только догадываться, что чувствовал этот человек, который вдруг оказался перед лицом проблемы, которую герои голливудских фильмов решают с завидным постоянством. Экс-супруги в это время явно не выглядели милыми и безобидными, так что заявить "Нет, спасибо, я пошел" - особых шансов не было).
В итоге тело закопали в одной из теплиц.
Впереди неизбежный спор
Сейчас Бурве вменяют убийство в корыстных целях, Голдберге - пособничество в этом, а Зандерсону - сокрытие следов преступления.
Как пояснила журналистам прокурор Кристина Цируле, на досудебном следствии Бурва и Голдберга свою вину признали, хоть и частично. Бурва лишь отрицал корыстный мотив, указывая, что мотивы преступления были личные.
Но сейчас в суде оба заявили, что ни в чем не виноваты. Однако подсудимы Зандерсон свою вину полностью признает. Любопытно, как же они будут опровергать его показания?..
Адвокат: "Дело не такое уж простое"
В разговоре с нами адвокат Яниса Бурвы Марис Бите заявил: он может только отстаивать позицию своего клиента.
-- Я не хочу забегать вперед, мой клиент ещё не давал показаний, но из дальнейшего хода суда будет видно, что дело не такое однозначное, как кажется на первый взгляд. Вот уже и потерпевшие, выступая в суде, начали менять показания, - указал адвокат. -- Да и следствие, по моему мнению, было проведено не на высшем уровне.
Что, посмотрим, удастся ли адвокату доказать точку зрения своего клиента и "развалить" дело. Пока процесс в суде Рижского района продолжается.
Что говорят об исключенном адвокате
Заявление о пропаже женщины поступило в участок "Центр" Рижского регионального управления полиции 15 мая 2014 года.
Сразу после этого сигнала стражи порядка отправились на возможное место преступления, где нашли пропавшую уже мертвой. Поначалу "в народе" возникла версия о заказном характере преступления, осуждалась возможная связь с профессиональной деятельностью Инты Балтини. Однако все оказалось гораздо прозаичнее.
Сразу после того, как стало известно о ЧП, Совет присяжных адвокатов выразил соболезнования в связи с трагической кончиной экс-коллеги. Как сообщила тогда в разговоре с нами заместитель председателя Совета Гуна Каминска, Инта Балтиня была интересной и творческой личностью. К примеру, ей нравилось рисовать. Она была известна также как участница театральной студии. В общем, была разносторонним человеком.
-- Она хотела помогать людям. К сожалению, это не всегда получается, - отметила г-жа Каминска.
Отметим, также: незадолго перед трагедией Инту Балтиню исключили из Коллегии адвокатов после скандального дисциплинарного дела.
В подробности дисциплинарного дела г-жа Каминска вдаваться не стала, лишь указав, что исключение из адвокатуры - это крайняя мера и очень редкое в этой сфере наказание.
Один из известных рижских адвокатов в разговоре с нами об этом порассуждал так:
-- Видите ли, можно, конечно, многое пообещать и взять деньги. И не всегда получается сделать. Но в некоторых случаях это приносит большие неприятности.
Что ещё вспоминают коллеги об Инте Балтине: она была актрисой и режиссером в экспериментальной студии Илмара Элерта, в 1997году работала помощником депутата Сейма Паулса Клявиньша, с 1997 по 2001 сама стала депутатом Рижской думы (кстати, тогда же она подала проект решения о ревизии всех дел о денационализации недвижимости в Риге), с 2004 по 2005 -- работала юристом, преподавала в Резекненской высшей школе. С 27 сентября 2007 года была индивидуально практикующим адвокатом в Риге. Разведена, растила двоих детей - сына и дочь.
Иногда попадала в поле зрения прессы. Так, в 1997 году стала фигуранткой скандала, когда выяснилось, что она продала картины Юлийса Стипениекса, выдав за свои... Но, отнесем этот эпизод к издержкам артистической натуры. В целом коллеги о погибшей отзываются достаточно нейтрально или доброжелательно. Хотя история с картинами - отнюдь не единственная "эскапада" г-жи Балтини.
Николай Кудрявцев, "Вести сегодня".