Лембергс неоднократно возмущался по поводу этого решения и пытался его оспорить.
Даже когда прокуроры огласили обвинения для него, Лембергс в своем заявлении для СМИ указал, что прокурор Юрисс, требуя восьми лет тюремного заключения, "выполняет заказ швейцарского жулика Рудольфа Мерони.
"Призываю всех, доброжелателей и недоброжелателей, следить за дальнейшим ходом процесса, чтобы увидеть основанные на законе и фактах доказательства ангажированности и профессиональной тупости прокуроров", - эмоционально заявил Лембергс, обещая "уничтожить" обвинения.
После отмены полномочий Мерони имущество Лембергса будет сохраняться Государственным агентством обеспечения.
"На 100 млн евро богаче"
Впрочем Лембергс не одинок в подобной страктовке событий.
Публицист и политтехнолог Юргис Лиепниекс называл передачу акций предприятия «Ventbunker» Мерони "расхищение государства прямо сейчас у всех на глазах". (Дальнейшее печатается на правах версии).
«История простая: в 2007 году государство арестовало принадлежащие Лембергсу и членам его семьи акции вентспилского предприятия «Ventbunker», – пишет Лиепниекс на портале Puaro.lv. – Управление этими арестованными акциями государство доверило не какому-то латвийскому госучреждению или предприятию, которые профессионально занимаются такими вещами, не проводился никакой конкурс, чтобы выбрать международного управляющего активами, банк или компанию по менеджменту, нет. Генеральная прокуратура без всякого конкурса доверила управление этими акциями одному конкретному гражданину Швейцарии – Рудольфу Мерони.
Этот Рудольф, вместо того, чтобы сохранить потенциальное имущество государства, часть его продал, а остальное просто переписал на свои компании. И не просто продал, а по явно и бесспорно заниженным ценам. И как будто этого еще было мало, деньги от этой продажи попали... Как вы думаете, к кому? Предприятию, которое принадлежит жене партнера того гражданина, фактически, разумеется, в руки самого Рудольфа.
Результат прост – Латвию как акционера и владельца замечательно освободили от всего ценного, что давали арестованные акции. В свою очередь, гражданин стал как минимум на 100 миллионов богаче».
"Долгострой" по Лембергсу еще продолжается
В "деле Лембергса" около 200 томов, которые прокуратура передала суду во второй половине 2008 года. И вот уже почти 11 лет это дело рассматривают в расширенном составе судей.
Прокуратура обвиняет Лембергса в получении взяток в особо крупных размерах, в легализации преступно нажитых финансовых средств и другого имущества, в служебном подлоге, в участии в имущественных сделках, которые ему запрещены в связи со служебным положением, а также в злоупотреблении служебным положением и других преступлениях.
Все трое обвиняемых – Айварс Лембергс, Анрийс Лембергс и Ансис Сормулис – все отрицают, они сказали, что не понимают и не признают выдвинутых обвинений.
Ещё марте прошлого года прошли прения, в рамках которых прокуроратура потребовала для Айвара Лембергса восьми лет тюремного заключения с конфискацией имущества, а также денежного штрафа в размере 150 минимальных зарплат (64 500 евро).
Для Анрийса Лембергса прокуратура потребовала лишения свободы на пять лет и шесть месяцев с конфискацией имущества, для Ансиса Сормулиса - лишения свободы на семь лет с конфискацией имущества.
По словам прокурора Юрисса, государственное обвинение констатировало, что имеющиеся в деле положительные характеристики обвиняемых необъективны, так как их давали подчиненные обвиняемых. Некоторые из этих людей в суде давали показания, призванные помочь подсудимым избежать ответственности.
Прокуроры допросили и нейтральных людей, которые характеризовали подсудимых совсем иначе. Несколько свидетелей охарактеризовали Айвара Лембергса как корыстного человека, использующего власть в корыстных целях. Юрисс не видит в характеристиках подсудимых ни смягчающих, ни отягчающих вину обстоятельств, но признает, что состояние здоровья Лембергса должно быть учтено при выборе наказания.
Говоря о длительности процесса, Юрисс заявил, что имело место затягивание со стороны подсудимых и их представителей. Например, защитники задавали вопросы, не относящиеся к делу, повторяли вопросы и др.
С тех пор продолжаются речи адвокатов. Суд просит их говорить конкретнее и ближе к делу, но они продолжают говорить так, как считают нужным. Адвокат Марис Грудулис даже получил замечание.
Сами адвокаты у подсудимых меняются, и вновь прибывшие просят дополнительное время для ознакомления с делом.
Меняются и судьи: так, по состоянию здоровья в процессе перестал участвовать председатель суда Борис Гейман, место которого заняла резервная судья Ария Жданова, а новым председателем суда избрана судья Ирина Янсоне.
Промежуточный финиш
Судьи выразили пожаление, чтобы речи адвокатов все же завершились 7 сентября нынешнего года.
Со своей стороны отметим: это продолжается еще только первая инстанция суда.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"