В понедельник 30 августа суд Видземского предместья Риги снова занимался делом о мошенничестве Татьяны Каргиной. А точнее -- ее наказанием.
-- Она так и не удосужилась вовремя заплатить штраф государству в размере чуть более 20 тыс. евро (16 000 латов) по приговору суда за мошенничество. Я не удивлен, это ее стиль! Поэтому понадобился новый суд, уже по исполнению наказания. И ее могут отправить за решетку! -- заявил нам накануне этого события бывший бизнес-партнер дамы Андрейс Калейс (он же потерпевший).
-- Да, будет решаться вопрос о замене денежного штрафа на другое наказание, подтвердила нам в июне пресс-представитель суда Видземского предместья Риги Оксана Хвостова.
Таким образом в нынешний понедельник были все основания для напряженного ожидания: неужели дама, которая не раз попадала в списки самых богатых женщин Латвии, так и не уплатит эти 20 тыс. евро?.. Но обошлось без неожиданностей.
Как пояснил нам адвокат Татьяны Каргиной Регнар Янсонс, его клиентка штраф заплатила сразу же. Только по недоразумению эти сведения не дошли до суда.
-- Мы просто предъявили банковские квитанции, поэтому разбирательство было закрыто, - говорит адвокат.
В суде нам также подтвердили: судья Зигмунд Дундурс закрыл процесс без рассмотрения.
-- Если бы она заплатила вовремя, отдельный суд по ее наказанию был бы не нужен. Но ведь назначили же!" -- в свою очередь говорит потерпевший.
Что ж, его недовольство всем происходящим можно понять. С тех пор как он подал заявление о мошенничестве, прошло уже более 10-ти лет. За это время суды всех инстанций признали: да, он оказался жертвой аферы. И да -- ему, очевидно, должны вернуть деньги.
Но идут годы. "Молодой партнер Каргиной" -- как его называли в прессе нулевых -- уже не так и молод. Но пока не получил ни копейки компенсации. "В наличии только расходы на юристов," -- комментирует он общую ситуацию.
Золотые метры
Для тех, кто не в курсе: "Земельная афера Каргиной" была, пожалуй, самым громким делом "нулевых". Так сказать квинтэссенцией эпохи надувания "пузыря недвижки".
Это в нашем полувоенном 2015-м популярной темой в соцсетях являются украинская летчица, дроны в латвийском небе и новости сообществ типа "Недорого продам/отдам бесплатно". Декорациями ко всему этому идут магазины секондхэнда в самом центре Риги, которые сейчас изрядно потеснили эксклюзивные бутики. А тогда взахлеб обсуждали другое - дорожающие метры, новые стройки, частные самолеты бизнесменов и брендовые платья их подруг на "Новой волне". Фоном к этому шли шумные свадьбы и не менее обсуждаемые разводы.
Что ж, уважаемый читатель: оглядываясь назад, признаем, что не такое уж и плохое было время. Мирное.
И вот, 7 декабря 2006-го года в самый разгар строительного бума, молодой бизнесмен Андрейc Калейс с матерью Татьяны Каргиной Эльвирой Инюшовой создали ООО Imperius, в которой оба имели равные доли. Фирма занималась скупкой земли и ее перепродажей. Вскоре на эту фирму была приобретена потенциально супердоходная земля в Гарупе (приморская станция в направлении Саулкрасты). Появились и покупатели, готовые заплатить за участок порядка 4 млн евро.
Тут, понятно, сразу возникает вопрос: почему же дама из семьи самых известных банкиров Латвии (Татьяна Каргина на тот момент была супругой одного из основателей Parex-банка Валерия Каргина) взяла в партнеры начинающего, никому неизвестного парня?
Объяснения сторон по этому поводу разошлись:
по версии Татьяны Каргиной, вокруг нее всегда крутилось очень много молодежи, приятелей ее сыновей. И она старалась им помочь. В данном случае все оформлялось на ее деньги, мальчик ничего не внес, да и работал плохо. Его надо было увольнять;
как говорит Калейс, он действительно привлек Татьяну Каргину в проект как инвестора. Но тоже вкладывал в компанию деньги, только в меньшей пропорции. Но кто-то же должен был и реально работать, документы оформлять, кредиты находить, искать покупателей! Однако в тот момент, когда все уже почти получилось, его решили попросту выкинуть из дела.
Так или иначе, но промежуточный финиш был таким: Калейс вдруг узнал, что без него прошли «собрания акционеров» и его доля в фирме упала с 50 до 5%. Остальное досталось матери Каргиной Эльвире Инюшовой.
После этого он отправился с заявлением в полицию.
«Прокурор выставляет Калейса героем!»
Суд по этому делу был хоть и долгим, но драматичным.
В своем последнем слове Татьяна Каргина ссылалась на независимую ревизию бухгалтерии Imperius. По ее словам, в этом документе было сказано, что Калейс никогда не был владельцем или акционером Imperius. Обвиняемая заверила, что оплачивала основной капитал суммы из своего кармана и Калейс был лишь человеком со стороны. К тому же у пострадавшего не было никаких официальных трудовых отношений с фирмой, поэтому он не имел права обращаться в суд.
По мнению обвиняемой, это Калейс подделал документы и осознанно старался ей навредить. Например, он собственноручно снял со счета предприятия 1200 латов, которые принадлежали Каргиной, однако деньги так и не вернул.
— Несмотря на то что Калейс незаконно снял со счета деньги, которые внесла я, прокурор представил его героем всей Латвии! — возмущалась обвиняемая в суде.
Она также указала, что кредит в размере 856 000 латов, которые фирме выдал банк SEB, был абсурдным, и заявила, что Калейс таким образом хотел обокрасть семью Каргиных.
— Банк дал кредит неплатежеспособной фирме — я считаю, что такая сделка не могла произойти, поскольку фирма не могла заработать и лата, чтобы отдать кредиторам. К тому же кредит был задуман для покупки земли, и с этой сделки не могло быть прибыли!
Подпись под кредитным договором была смертным приговором для фирмы, и его подписал несуществующий директор фирмы Калейс, а не я, — сказала Каргина.
Она многократно упомянула, что Калейс никогда не был ни владельцем Imperius, ни сотрудником, а лишь «членом правления с улицы». Каргина также отметила, что много раз указывала на этот факт и администратору, и прокурору, и следователям, однако они этого не учли.
После обвиняемой выступил прокурор Барткевич, который указал, что своего мнения не изменил и считает, что Каргина и ее мать Эльвира Инюшова виновны.
— То, что рассказывает г-жа Каргина, не является правдой, поскольку версия о том, что основной капитал фирмы не был оплачен, появилась лишь на стадии судебного разбирательства. Во время досудебного расследования обвиняемая называла Калейса владельцем 50% фирмы, — отметил прокурор.
Обвинение также настаивало: протокол о собрании акционеров был попросту подделан. На самом деле в офисе никакого собрания не было. И свидетели (охрана) это подтвердили.
Итог известен: суд 2-й инстанции вынес обвинительный приговор. (Подробнее об этом -- см. "Для справки: прокурор требовал тюрьмы").
Год 2015-й: суды за Imperius продолжаются
Но вернемся в наше время. Уже умудренный опытом Андрейс Калейс не так давно в разговоре с нами выразился так: ему пока не удалось взыскать "с этой мошенницы" компенсацию за уведенный Imperius. Но он надеется, что еще года 1,5 - 2, и справедливость все же восторжествует.
Суд первой инстанции в феврале этого года частично удовлетворил иск Калейса против Каргиной, и постановил взыскать с нее компенсацию в размере 1 480 000 Евро + 6% годовых. Но процесс еще отнюдь не закончен.
Истец иронизирует:
- Подавая апелляцию на решение суда первой инстанции, она одновременно попросила освободить ее от госпошлины, ссылаясь на то, что у нее нет денег, так как последние три года она работала домохозяйкой. И суд пошел ей навстречу, снизив пошлину с 13 000 евро до 5000. Но и это решение Каргина "по бедности" обжаловала в окружном суде. При этом в 2008-м году, когда полиция запрашивала информацию у Parex-банка об остатке на счетах Каргиной, там было 5 300 000 млн. евро. Такая вот бедность! Однако чуть позже, уже в момент наложения ареста на счета, там оставалось только 1 650 000 евро. То есть: больше 3,5 млн. евро Каргина успела в самый канун ареста со своего счета увести.
-- Еще одна попытка Каргиной уклониться от ответственности, связана с нашим иском. Это попытка подарить свой дом в Старой Риге (на ул. Миесниеку, 1) своему сыну Рему Каргину, после того как на дом была наложена залоговая отметка для обеспечения нашего иска в 2.1 млн, - продолжает Калейс. В данном случае это конечно не спасает Каргину от возможной продажи дома на аукционе, после того как вступит в силу приговор по взысканию с нее компенсации по нанесенному мне ущербу. И неважно скольким людям она передарит свой дом, залоговая отметка на нем остается до тех пор, пока не будет закончен этот процесс.
Немного ностальгии по нулевым: развод и гламур
Цитата из книги Валерия Каргина «Деньги и люди»: « В том году (1982-м.) я женился на горячо любимой Танечке Инюшевой. Мне был 21 год. Мы знали друг друга с седьмого класса. До сих пор помню и люблю ее той девчонкой в белых носочках и коротенькой юбочке, с бантами в косах и огромными карими глазами, влажно и влюбленно смотревшими на меня. Привязанность и уважение к ней сохранились до сих пор. Я не забываю, кем она была для меня долгие годы».
Отметим от себя: замечательно сказано. Но... Ох, уж это вечное "но" в подобных случаях.
По одной из популярных народных версий - банковский кризис конца нулевых, национализация Parex-банка и скандальный развод супругов Каргиных -- все это звенья одной цепи. "Если бы скандал с разделом имущества Каргиных не напугал банкира Авена, тот купил бы Parex-банк, как и собирался. И тогда Латвии не пришлось бы выкладывать миллиард для его удержания на плаву. Может, тогда и кризиса бы в Латвии не было?" - рассуждали пользователи популярной в свое время соцсети livejournal.
Что ж, не будем с этим спорить, уважаемый читатель. Разные "если бы" можно обсуждать долго. Отметим только: за это время livejournal тоже успел умереть. Его вытеснил "Фейсбук".
Но давайте все же вернемся в "гламурную эпоху", чтобы оценить как изменилось время.
Итак, год 2009-й: в популярном общественно-политическом еженедельнике "Суббота" опубликовано фото с Татьяной Каргиной, которая позирует со связанными руками и обнажённым мужчиной рядом. В сопроводительном интервью разъясняется важное: 1) недавно разведенная Татьяна Каргина говорит, что у неё нет и не было любовника; 2) опровергаются предположения о наличии интимных отношений между Татьяной Каргиной и Александром Осокиным, которые высказал журнал Privātā Dzīve ещё в прошлом году.
Как следует из контекста, основанием для столь смелого утверждения послужил тот факт, что Каргина и Осокин появляются вместе в обществе, а так же несколько странное поведение Осокина. Александр Осокин, с одной стороны, возит Каргину в качестве шофёра на машине, которая самой же Татьяне и принадлежит, и всюду её сопровождает; с другой стороны, с прессой не контактирует. Венцом всего стали откровения неких анонимных знакомых Татьяны Каргиной, которые тогда признались журналистам Privātā Dzīve, что Каргина (46 лет) и Осокин (36 лет) любовники.
В этом же интервью "Субботе" Татьяна Каргина поясняет:
- По разводу [с Валерием Каргиным], если вдуматься, я не получила практически ничего.
И, как комментирует «Суббота», Татьяна еще не теряет надежды отсудить половину из 152 миллионов латов, которые как считалось, принадлежат ее экс-супругу.
Напомним: все это было еще до кризиса и краха Parex-банка.
Для справки: дама из списка миллионерш
Ещё в 2010 году Татьяна Каргина фигурировала в Топ-100 самых богатых женщин Латвии, который традиционно составляет Baltic Screen. Её имущество в тот момент оценивалось в 8 млн. латов.
Ибо после развода Каргиных Татьяне достались: 100 долей компании Strīts, 100 долей компании Rīgas starptautiskais menedžmenta mācību centrs, 1000 долей компании Family un Co, 80 долей компании KID, а также 30 долей компании Baltijas koledža. Кроме того, суд постановил оставить в собственности Татьяны Каргиной объекты недвижимости в Риге на ул. Миесниеку, Дзирнаву, Звану и Орманю общей стоимостью 4,5 млн. Ls.
Для справки: прокурор требовал тюрьмы
Судебный процесс по "делу Каргиной" шел не гладко. Прокурор просил для Татьяны Каргиной 5 лет и 6 месяцев тюрьмы с конфискацией имущества. К ее матери Эльвире Инюшовой прокурор был менее строг и требовал для нее 5 лет условно с конфискацией имущества.
Свою вину дамы отрицали, и суд первой инстанции обвиняемых полностью оправдал.
Но Верховный суд 25 мая 2013 года вынес обвинительный приговор. Дам признали виновными по статьям «мошенничество» и «подделка документов». Впрочем, сажать их в тюрьму, как этого требовал прокурор, суд не стал. В качестве наказания им был определен штраф и конфискация средств в банке.
По приговору Татьяна Каргина должна была заплатить 80 минимальных зарплат (16 000 латов), а её мать — 40 минималок (8000 латов). У них будут также конфискованы весьма значительные суммы на банковских счетах. В частности 337 516 долларов и 1 652 382 лата, арестованные в свое время еще в Parex-banka. Однако с части имущества дам суд арест постановил снять.
Отметим существенный факт: по приговору ничего не получил признанный потерпевшим Андрей Калейс, который требовал возместить ему ущерб в размере миллиона латов. Однако он, в принципе, был доволен приговором:
— Справедливость восторжествовала, — заявил он нам после оглашения вердикта.
Что же касается компенсации, то её он может потребовать и в гражданском порядке.
— При наличии обвинительного приговора даже будет проще получить не только компенсацию за ущерб, но и проценты.
Что ж, как видим, оптимизм потерпевшего был явно преждевременным.
Николай Кудрявцев, "Вести сегодня"
Документ: решение суда по гражданскому иску Андейса Калейса. Этот раунд он выиграл.