«Дипломатия должна уметь читать между строк. Пример ABLV bank очень наглядно показывает, какими могут быть последствия, если этого сделано не будет. И этот сценарий, если банки будут медлить, может повториться», - цитирует Рейзниеце-Озолу rus.lsm.lv.
Министр отметила, что доклады, аналогичные тому, что США предоставили об ABLV bank, могут поступить и в отношении других банков, но выразила надежду, что Латвия разберется с этой ситуацией самостоятельно.
По словам Резниеце-Озолы, и США, и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD) указывали, что в Латвии есть банки, вставшие «на скользкую дорожку». По словам министра, речь идет о десяти находящихся в зоне банках, клиенты которых считаются проблемными. Например, к таковым можно отнести компании-«оболочки», и даже банки не могут полностью проконтролировать их действия.
«Чем больше таких клиентов, тем сложнее (..). Сейчас с этими банками ведет работу регулятор, им посылается четкий сигнал», - сказала Рейзниеце-Озола.
Как известно, кризис вокруг третьего банка в Латвии ABLV начался 13 февраля, когда заместитель главы Минфина США Сигал Манделькер назвала банк объектом «первоочередной озабоченности» в связи с организацией схем по отмывке капиталов и «препятствованием соблюдению норм». Надзорные органы США объявили о решении фактически отрезать ABLV от операций в долларах США через корреспондентские или расчетные счета в США. При этом никаких доказательств отмывов или взяток, в которых объявили банк предъявлено не было.
В свою очередь глава Комиссии рынка финансов и капитала (FKTK) Петерис Путниньш в интервью агентству Reuters заявил, что в будущем в Латвии могут быть закрыты или объединены и другие банки, обслуживающие нерезидентов.
Так он прокомментировал закрытие латвийского банка ABLV, который из-за доклада сети по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства финансов США (FinCEN) на данный момент проходит процесс самоликвидации.
"Другие латвийские банки, работающие по схожей с ABLV bank модели, столкнулись с подобными проблемами", - заявил Путниньш.
Глава FKTK указал, что в Латвии существуют около 10 банков, работающих с нерезидентами, которым, по всей видимости, придется сменить модель работы.
"Если речь идет о постоянной модели бизнеса, то, разумеется, она более не жизнеспособна", – заявил он, добавив, что закрытие других банков в стране не является неизбежностью.
"Они могут поменять вектор бизнеса, если способны на это. Они могут самоликвидироваться, если не видят будущего для своих компаний", - пояснил Путниньш.
Напомним, с визитом в Латвию прибыли представители структуры Министерства финансов США по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) для обсуждения вопросов, касающихся доклада о латвийском финансовом секторе и банке ABLV Bank.