На минувшей неделе была завершена беспрецедентная операция Европола против организованной преступности. За восемь дней было арестовано более тысячи человек. В операции также принимала участие и Латвия. В частности, наши полицейские за это время нашли 13 машин класса "люкс", ранее угнанных в странах Евросоюза. Эти автомобили должны были отправиться в Таджикистан.
Глава Криминальной полиции Андрей Гришин пояснил на пресс-конференции, что 11 из машин обнаружили в Даугавпилсе: злоумышленники успели загрузить их в вагоны.
Известно, что Land Rover, BMW и Lexus ранее были угнаны в разных европейских странах, включая Германию, Польшу, Швецию и Латвию. В связи с этим делом в Даугавпилсе задержали одного подозреваемого.
А теперь расскажем чуть подробнее о "спруте" автомафии. Что очевидно: латвийские угонщики выполняют только небольшую часть работ в схемах теневого автобизнеса. Зачастую, их просто нанимают литовцы.
Владелец угнанного Range Rover: "Они даже не сняли наклейку!"
Попробуем для начала оценить ситуацию сначала с точки зрения простого немецкого обывателя -- он же пострадавший.
Вот, к примеру, один из них: Отто Аддо, живет в фешенебельном пригороде Гамбурга, Поппенбюттеле. Здесь в основном расположены частные дома с ухоженной территорией, вид из окон дома на дорогу заслоняет пышная растительность. (Литовский угонщик Лукас Паксас назвал бы этот район «идеальным местом» -- но его монолог еще впереди. -- авт.).
...Это его Range Rover. Отто Аддо сразу его узнал. Обычно на таких моделях накладка крышки багажника серебристого цвета. Он же окрасил ее в черный цвет, как и весь внедорожник. Диски и кожаные сиденья тоже черного цвета. На лобовом стекле внизу был наклеен зеленый значок с информацией об экологических параметрах автомобиля и цифрами HH G 2555. То есть сомнений быть не могло. Аддо купил Range Rover в 2011 году за 80 тысяч евро. Через два года, в ноябре 2013 года, автомобиль, который стоял в Гамбурге у его дома, угнали. На фотографиях, которые он сейчас рассматривал, машина припаркована на улице Душанбе, столицы Таджикистана, расположенной в 4700 километрах от Гамбурга.
И вот, не так давно Отто Аддо получил фото своей пропавшей машины: команда репортеров издания Süddeutsche Zeitung Magazin и телеканала ARD Panorama нашла его внедорожник 22 июня 2014-го года в Душанбе и сумела его сфотографировать. Произошло это во время вояжа журналистов в страну, которую немецкие правоохранительные органы называют основным рынком сбыта украденных люксовых авто.
Теперь у пострадавшего есть целый ряд вопросов. Главные из них звучат так: почему новые владельцы не боятся, что авто будут конфискованы властями страны и отправлены назад в Германию; и почему этот нелегальный авто-трафик существует в обстановке такой безнаказанности? Ведь с лобовых стекол авто даже не удосуживаются снять наклеенные в Германии зеленые наклейки...
Чуть дальше на эти вопросы мы ответим.
Откровения угонщика: на какой границе можно без проблем дать взятку
Лукас Паксас — бывший угонщик. Сейчас он находится в тюрьме в Берлине, получив три с половиной года, и это не первый его срок. 32-летний мужчина провел за решеткой в общей сложности восемь лет — в Германии и Литве, его родной стране.
По его словам, лучшее время для угона автомобиля — будние дни, с двух до четырех часов ночи, в выходные дни — чуть позже. Почему? Когда владелец автомобиля выходит утром на улицу и обнаруживает пропажу, угонщик уже давно пересек границу с Польшей, и заявление в полицию приходит слишком поздно. А уж когда машина попала в Литву - по "горячим следам" ее и вовсе бесполезно искать. Литва сейчас - общепризнанный центр транзита угнанных авто.
У Отто Аддо, кстати, автомобиль тоже угнали ночью. Когда он на следующий день обратился в полицию, ему сказали, что он сегодня отнюдь не первый пострадавший. В порядке очереди с его делом будут разбираться. В Поппенбюттеле, по всей видимости, орудовала целая банда
Как говорит Паксас, он тоже был частью такой банды. В 2007 году он переехал в Берлин на заработки, чтобы организовывать там угоны, без особого стеснения поясняет он.
«Время от времени мне звонили из Литвы, мои партнеры говорили, какие модели они сейчас ищут». После чего он отправлялся в тихие берлинские районы Шарлоттенбург, Целендорф или Грюневальд, где живут состоятельные немцы. И, как только он был уверен в том, что интересующая его машина каждый день паркуется на одной и той же улице, он связывался с курьером и компьютерными специалистами, которые помогали ему решить технические вопросы.
По словам Паксаса, X6 напичкан всевозможной техникой, которая должна предотвращать угоны, электронной системой защиты, например. Но это решаемо. Инструмент можно заказать в интернете. И тут не нужны какие-то особые пароли или принадлежность к авто-мафии. Все также просто, как заказ книги через Amazon. К примеру, на сайте некой болгарской фирмы продается устройство, предназначенное для разных моделей BMW, которое создает помехи связи между электронным ключом и автомобилем. Когда владелец выходит из машины и хочет закрыть ее (как обычно, нажав кнопку на ключе), ничего не выходит. Двери остаются открытыми. Машина также не мигает. Но если хозяин невнимателен, он этого не замечает... Дальнейшее понятно.
Но самым распространенным способом угона автомобиля остается все же вскрытие цилиндра замка на водительской двери. Находясь уже внутри автомобиля, угонщики используют разъемы для компьютерной диагностики, которые находятся чаще всего под рулем.
Специальные устройства, необходимые для подобных манипуляций, на болгарском сайте стоят 4500 евро, устройство для нарушения сигнала — 1450 евро. То есть, довольно дорого, как видим. Но это инвестиции, которые оправдывают себя уже после нескольких угонов.
Как только заводится мотор, курьер отправляется в сторону польской границы и дальше в Литву.
"Самый опасный момент этого путешествия — пограничный регион в районе Франкфурта-на-Одере", -- говорит Паксас, -- там иногда бывают проверки на дорогах. И серьезные. А вот дальше -- на польско-литовской границе -- можно без проблем дать взятку пограничникам.
За угнанный BMW X6 в итоге можно получить на черном рынке от 5000 до 6000 евро. Из них 100 евро идут курьеру, 400 евро компьютерщикам, остальное делят между собой Паксас и его партнеры в Литве. «При хорошей работе за неделю можно провернуть семь автомобилей», — говорит Паксас.
Министр внутренних дел Таджикистана: "Машины пересекли несколько европейских границ!"
В Берлине закрепилось мнение о том, что в Таджикистане на торговлю угнанными автомобилями давно не обращают внимание, -- говорит Томас Хайльман, сенатор по вопросам юстиции (ХДС).
Берлинское Управление уголовной полиции в период с 2011 по 2013 год уже расследовало случаи перегона угнанных автомобилей в Таджикистан. Речь шла об автомобилях, которые ведомство обнаружило в Душанбе. Генпрокуратура направило таджикским коллегам запрос на конфискацию автомобилей и их возвращение обратно в Германию. «Но это не сработало», — говорит Хайльман. Только после того как в мае 2013 года была запрошена помощь федерального правительства, и эта тема незадолго до Рождества была освещена в СМИ, таджикские власти начали хоть как-то заниматься проблемой.
Впрочем, с точки зрения министра внутренних дел Таджикистана Рамазона Рахимова, ничего страшного не происходит. Основная мысль его интервью немецким журналистам такова: украденные автомобили — это отнюдь не проблема Таджикистана. Это дело ЕС. Ибо еще в Европе автомобилям удается пересечь множество границ, на которых они могут быть задержаны. Почему же вы, господа хорошие, в вашей цивилизованной Польше и Германии не можете решить вопросы со взятками?...
Ну и понятно, идут споры о статистике. Рамазон Рахимов считает, что цифры, представленные немецким Управлением уголовной полиции, преувеличены. Сотни автомобилей? Тысячи? Нет. Таджикская полиция с 2011-го года обнаружила 78 угнанных из Германии автомобилей. Некоторые из них, например, пять BMW, сейчас готовы к отправке в Германию. Точка. (Как мы помним, в старину существовала такая формула как "отдельные недостатки". Это они и есть. -- авт.).
- Но мы же только за четыре дня нашли в Душанбе девять автомобилей, которые на основании проверки VIN-номера или немецких наклеек на лобовом стекле, были определены как угнанные из Германии, - возмутились немцы, прибывшие в Душанбе. Но, как мы с вами понимаем, уважаемый читатель, ответить им легко: это все еще надо доказать, следствием пока неустановлено и пр.
Кстати об автомобиле Отто Аддо. Внедорожник паркуется в 800 метрах от президентского дворца, перед жилым домом постройки советских времен. Водит ли его действительно родственник президента -- сказать точно нельзя. Однако так ли уж это важно? Взрослым людям и так все понятно.
Специалист по возврату угнанных авто Павел Новицки, живущий в Варшаве, поясняет, с какими трудностями ему пришлось столкнуться по роду деятельности: «У меня было впечатление, что владельцы авто — не самые обычные люди. Из дипломатических источников я узнал, что это люди из окружения президента Таджикистана», — говорит он. Деньги и власть в Таджикистане тесно связаны друг с другом. Тот, кто успешен в экономическом плане настолько, что может позволить себе BMW или Range Rover — неважно, дешевле, чем в Германии или нет — у того, вероятно, есть хорошие контакты среди политиков.
Вместо морали
Профессиональный угонщик Лукас Паксас напоследок пояснил, что нелегальный бизнес, в конце концов, приносит пользу самой автоиндустрии Германии. "Каждая угнанная машина стимулирует сбыт," -- назидательно заметил он.
Ну что ж... Подождем, пока по этому поводу выступят страховые компании. Вряд ли они согласятся в оценке ситуации с литовской автомафией.
Для справки: сила "Архимеда"
Операция "Архимед" координировалась Европолом из Гааги. В ней приняли участие правоохранительные органы всех 28 стран ЕС, а также полицейские из Австралии, Колумбии, Норвегии, Сербии, Швейцарии и США.
В её ходе 30 румынских детей были вызволены из рук торговцев людьми. В нескольких европейских странах у преступников было изъято 200 кг героина, 599 кг кокаина и более тонны марихуаны.
Полицейские арестовали 170 человек, подозреваемых в торговле людьми. В ходе операции были проверены 10 тыс. мигрантов в разных странах ЕС.
"Эта восьмидневная операция была самой крупной совместной операцией европейских стран, когда-либо организованной Европолом, - сказал журналистам глава службы Роб Уэйнрайт. - Мы планировали ее специально для того, чтобы нанести удар по криминальной инфраструктуре".
Он отметил, что более тысячи задержанных подозреваются в совершении самых различных преступлений: торговле наркотиками и людьми, организации нелегальной иммиграции, уходе от налогов, изготовлением подделок, кражами и так далее.
Фото - Süddeutsche Zeitung Magazin.