Как купить землю без денег
Вопросы к Спрудсу вызвал перевод 3,2 млн евро за 40 га земли на берегу Кишэзерса, которая принадлежала Peltes Īpašumi.
Эта компания была объявлена неплатежеспособной в 2011 году. У нее был кредитор — кипрская компания Velven. Она требовала 3,1 млн евро на основании договора займа и ипотеки 2009 года.
И вдруг, не дожидаясь решения администратора, в августе 2011 года Velven свои права на долг Peltes Īpašumi цедирует. Сумма сделки — 3,2 млн евро, а покупатель — Айгарс Лусис, тогдашний адвокат и администратор, позже ставший правой рукой министра юстиции, а затем — генеральным секретарем Национального объединения. И, кстати, место его практики тогда находилось по тому же адресу, что и место работы Спрудса: Антонияс, 7, комментирует происходящее журнал Ir.
Согласно договору Лусис за 3,2 млн евро получил право требования против Peltes Īpašumi, которое обеспечено до 10 миллионов евро ипотеки на три ценных участка и объекта недвижимости на берегу Кишэзерса.
Договор предусматривал, что Лусис в течение 10 дней заплатит Velven 3,2 млн евро, хотя в то время администратор еще не успел признать Velven обеспеченным кредитором. Требования были переданы, а деньги считали перечисленными, так что Velven переписала прошение о закреплении в Земельную книгу на имя Лусиса.
Через три недели после заключения договора администратор Спрудс признал купленное кредитное требование и продолжил работу над реализацией земельных участков.
Оценку Спрудс доверил фирме Pro nami, адрес которой, кстати, тоже Антонияс, 7. То есть в одном месте находились: администратор Спрудс, держатель обеспеченного долга Лусис и оценщик недвижимости, которому надо было дать независимую оценку. Кроме того, согласно Регистру предприятий, совладельцем долей Pro nami многие годы был сам Лусис.
Так что там с оценкой? По мнению Pro nami, в июне 2011 года цена недвижимости составляла 1,75 млн латов, то есть 2,5 млн евро. Для сравнения: эти же самые три участка в 2006 году Ober haus оценил в 10,6 млн латов.
После оценки администратор решил не продавать имущество с аукциона, как это часто бывает во время неплатежеспособности. Он принял решение землю продать конкретному предприятию — АО SuZu pussala. Сумма сделки составила 2,9 млн евро.
Оплата тоже была выбрана интересным способом: не реальными деньгами, а за покрытие одного из долгов Peltes Īpašumi перед Velven. В итоге долг Peltes Īpašumi перед Лусисом оказался почти погашен, но вместо этого должник Лусиса стал владельцем земли на полуострове Сужи.
Неординарный источник финансирования
Позже всплыл еще один факт: похоже, те самые первоначальные 3,2 млн евро были перечислены со счета другой фирмы, которую администрировал Спрудс — Dzimtā sēta.
По этой сделке якобы имеется документ — платежка из банка Nordea. Стоит отметить, что вообще–то администратор не должен распоряжаться деньгами фирмы, которую он контролирует, как своими.
Но официального подтверждения эта версия не нашла: уголовный процесс о мошенничестве, начатый в полиции, за два года результатов не принес. В деле сменилось уже четыре следователя, но в его рамках дела никто так и не получил никакого статуса.
Генпрокурор Эрик Калнмейерс признал продвижение следствия по этому делу "неудовлетворительным", а министр внутренних дел Рихард Козловскис сообщил, что в полиции была начата служебная проверка, чтобы выяснить, мешают ли делу объективные факторы, или имеет место проволочка.
Сам Марис Спрудс все претензии к нему отрицал. По его словам, в его решениях нарушений нет и не было.
Однако администрация неплатежеспособности попросила Спрудса объяснить платеж на 3,2 млн евро со счета Dzimtā sēta. И, видимо, объяснения не были убедительными, потому что 16 декабря 2016 года администрация подала заявление о снятии Спрудса с процесса Dzimtā sēta. И наконец 9 марта нынешнего года суд согласился это сделать.
Кроме того, администрация констатировала нарушения в работе Спрудса в деле Peltes Īpašumi. Он пытался обжаловать решение об этом, но безуспешно.