Тихая пожилая монахиня, которая много молилась, но любила беззлобно пошутить и жила под девизом «На все милость Божья». Казалось бы, кто мог желать почти 80-летней Леониде смерти? Однако её жизнь ее оборвалась так: 18-летний ранее несудимый парень жестоко забил старушку насмерть, а затем спрятал тело. Так же он поступил и с ещё одной женщиной.
Пропажа сестры Леониды
79-летняя Леонида Татарчук пропала 6 декабря 2014 года. Это была суббота. Утром женщина отправилась на службу в католический костел Св.Язепа, который находится в Ильгюциемсе на улице Эмбутес. В 8 утра служба закончилась, старушка вышла на улицу и пошла в сторону монастыря на Кипсалу, но там она так и не появилась. Ее ждали на завтрак, ждали к обеду, а потом родственники забили тревогу.
В монастыре знали, что у Леониды, которой в феврале должно исполниться 80 лет, были проблемы с сердцем, у неё болели ноги. Сестры волновались, что, возможно, пожилой женщине по дороге стало плохо. Однако обзвон больниц ничего не дал - там никого с такой фамилией не появлялось.
«Ни в больницах, ни в моргах, мы уже всем перезвонили. Каждый от себя искал. Думала, может пришла в сознание, может что-то могла сказать, потом вот я опять вчера обзвонила. Нет, нет, нет», — рассказала племянница женщины Чеслава программе "Криминал+".
Мобильного телефона у монахини не было. В то утро при себе у неё были только ключи и четки, никаких ценных вещей.
Впрочем, дорога в монастырь ведет через канал Зундес. Место довольно глухое — судя по пустым бутылкам и притоптанной траве здесь обитают бездомные, так что Чеслава не знала, что и думать. «Ну, что произойти могло? Или машина могла сбить или попалась кому-то в руки, нехорошему человеку. Я уже думала, может в дом какой-то потащили, может пока там подержат, поиздеваются, потом выпустят», — переживала племянница.
Все-таки убийство
Увы, через неделю худшие опасения Чеславы оказались верны: труп Леониды Татарчук 14 декабря нашли недалеко от монастыря на улице Энкурес. Причем, сразу стало понято, что старушку убили:
-- У нее лица нет. Я видела, там просто месиво и все. Кусок мяса кровавый, - переживала племянница убитой.
Однако она надеялась, что дело не в чьем-то зверстве, а в несчастном случае:
- Я думаю, что ее машина сбила. И чтобы скрыть следы, он ее наверно в багажник закинули, где-то держали, а потом подкинули, - предполагала Чеслава.
Она категорически отвергала версию об ограблении и настаивала: никаких ценных вещей у монахини при себе не было.
Полицейские же сразу предположили, что смерть наступила от удара тяжелым предметом по голове. Они распространили просьбу откликнуться очевидцам и всем, кто мог бы что-то знать об этом преступлении. И началось следствие.
Новая жертва
Тем временем в Пардаугаве пропала ещё одна женщина, на этот раз 56-ти лет. Её поиски начались 18 декабря и участвовали в них не только стражи порядка, но и коллеги пропавшей, которые переживали за её судьбу.
В итоге тело пропавшей нашли на Кипсале, на Баласта дамбис, недалеко от ул. Матрожу. У нее на голове обнаружена рана, одежда была разорвана, а тело явно пытались скрыть в яме под ветками.
И уже через несколько часов работники Управления криминальной полиции Риги установили подозреваемого в этом преступлении и задержали его.
Еще до задержания у следователей возникли подозрения, что молодой человек может быть причастен убийству монахини — почерк преступлений был практически идентичным. В итоге мнение следователей подтвердил сам подозреваемый: он признался в обоих убийствах.
Версия следствия: мотивы были корыстные
В конце минувшей недели стало известно: прокуратура Рижского судебного округа передала в суд дело об этих убийствах. Обвиняемый - парень 1996 года рождения. В совершении убийств он признался вскоре после задержания. До этого в поле зрения молодой человек не попадал.
Преступления, по мнению следствия, он совершал с целью ограбления. Просто ему не повезло: у женщины, убитой 6 декабря, не оказалось при себе ценных вещей, однако 18 декабря убийца забрал у 2-й жертвы 5 евро, мобильный телефон и документы.
Что тут, уважаемый читатель, очевидно: выбор жертв был случайным. Родные погибшей монахини говорят, что у неё обычно и взять-то было нечего. Женщина погибла по дороге на мессу, имея при себе лишь четки. Вторая жертва - тоже совершенно обычная женщина, которая не располагала значительными средствами. То есть: обычные воры и грабители, которые занимаются своим ремеслом профессионально (к примеру, поджидают своих жертв около дорогих магазинов), не стали бы на них нападать. Более того: обычные грабители отбирают сумочку, но не лишают жизни. Да еще с такой запредельной жестокостью.
Юноша душил и бил своих жертв деревянной палкой, а также издевался над ними в момент убийства. Комментаторы в соцсетях называют задержанного маньяком. Вскоре после убийства были и такие призывы: "Если не умеете воровать, то ладно, идите грабить, но, ради Бога, не убивайте! До какой же степени жестокости надо дойти, чтобы убить из-за пары евро, а то и центов?.."
В общем, формально да -- преступник действовал из корыстных соображений. Но согласимся, что в его нормальности все же остаются сомнения. Хотя психиатрическая экспертиза и признала обвиняемого вменяемым.
Ему теперь грозит пожизненное заключение.
Промежуточный финиш
Вскоре после убийства жители Кипсалы обменивались впечатлениями в соцсетях: как страшно стало жить в их некогда очень спокойном районе, жаловались на темноту и появление "маньяка". Ведь места, где были найдены тела жертв - это зеленая зона. Там пустота, тишина, кусты и высокая трава....
Одна из местных жительниц признает: неприятностей на Кипсале специально искать не приходится — сами найдутся. В старых деревянных домах проживают разные веселые компании. И "нормальность" для них -- вообще понятие относительное.
"И наркоманов здесь достаточно. Многие из них сидели", - жалуется еще одна жительница района.
По какой причине обвиняемый вдруг решился на 2 убийства "из корысти", очевидно, установит суд.
Память о сестре Лёлине
Погибшую монахиню знакомые называли ласково Лёля или Лёлиня. На память от неё у духовных сестер остался испачканный в крови крестик, да медальон, которые были молчаливыми свидетелями её мученической смерти.
По словам знавших Леониду, она была добрым тихим человеком, много молилась о прощении грешников, о своей семье, о мире. Сестра запросто могла отдать свои лучшие перчатки незнакомцу на улице, если считала, что ему нужнее.
Она не любила быть в центре внимания, но часто шутила. Чувство юмора не покидало её даже когда болезни давали о себе знать.
«На все милость Божья. Сами мы ничего не может, но все можем попросить у Бога», «Самое важное — это любовь». Эти словам сестра Леонида повторяла чаще всего. Они стали её жизненным девизом. В общине говорят: она всегда умела поддержать усилить веру окружающих. Уверяла, что смерти бояться не стоит. Бояться нужно только греха, так как остальное - в руках Господа.
Николай Кудрявцев, "Вести сегодня"