Обвинение: радары закупались фактически без конкурса
Как сообщила ранее прокуратура, некое должностное лицо Госполиции при поддержке другого должностного лица незаконно заключило в 2018-м году контракт с компанией на закупку видеорадаров. Договор содержал выгодные для компании условия.
Начальнику Госполиции была предоставлена техническая спецификация на закупаемые видеорадары, которые изначально полностью соответствовали видеорадарам, предлагаемым конкретной компанией. Это привело к искаженной процедуре закупки, которая не позволяла участникам конкурса конкурировать друг с другом и мешала свободной конкуренции. "Победитель" был фактически назначен.
И о разглашении: высокопоставленный полицейский раскрыл конфиденциальную информациию участнику тендера еще до проведения конкурса на закупку.
Однако "дело о радарах" - не единственное дело по Крапсису, которое сейчас находится в суде.
"Конкурс" о закупке формы: победителю тоже помогали
Как считает обвинение, в конкурсе на поставку полицейской формы тоже не было реальной конкуренции.
Согласно версии обвинения, трое должностных лиц Госполиции при поддержке одного из частных лиц беспечили благоприятные условия в конкурсе для одного из его участников - конкретного предприятия. "Один из работников полиции передал коммерсанту неподлежащие огласке сведения о планируемой закупке, существенно ограничив возможности для свободной конкуренции при проведении конкурса и навредив интересам Госполиции".
В итоге с конкретным SIA на выгодных для него условиях был незаконно заключен договор о поставке формы и её деталей на 2 479 338 евро.
Бюро внутренней безопасности (БВБ, IDB) в связи с этим сообщило: в связи с закупкой формы начало уголовный процесс против тогдашнего замначальника Госполиции, начальника Главного управления порядка Нормунда Крапсиса.
В ходе скандала Крапсис, который проработал в полиции 30 лет, принял решение покинуть службу и уйти на пенсию.
Материалы уголовного дела о злонамеренном использовании служебного положения в корыстных целях при закупке формы для Госполиции переданы в суд в конце 2022 года. Суд уже назначен на 14 сентября.
"И где же конкуренция?"
Сам Крапсис категорически не согласен с предъявленными обвинениями и считает их необоснованными.
Один из его арументов: ему вменяется ограничение свободной конкуренции среди претендентов на участие в тендере по форме... И насколько же эта аргументация выдерживает критику, если более, чем через два года после возбуждения уголовного дела ни один претендент больше так и не подал заявку при очередной закупке на поставку обмундирования? Новый тендер был объявлен в октябре прошлого года, но закончился безрезультатно. В ноябре комиссия была вынуждена принять решение о прекращении закупки.
Крапсис при этом подчеркивает: он был уже на пенсии, так что повлиять ни на что уже не мог.
Под следствие попали и полицейские, и модельеры
Как сообщает LETA, вместе с Крапсисом по "делу о форме" обвиняются также Ренате Фила-Роке и Интс Жуковскис. Фила-Роке - экс-начальница главного административного управления. Она тоже уже не работает в полиции.
Также был обвинен и предприниматель Кристиан Бредерманис. Он был многолетним членом правления предприятия по производству военной экипировки "SRC Brasa" и одним из совладельцев этого предприятия.
В деле фигурируют также известные модельеры Бруно Бирманис, Уна Зариня и адвокат Матисс Ростокс. Публично доступное решение Латвийского совета присяжных адвокатов свидетельствует о том, что он отстранен от исполнения обязанностей адвокатов с 11 августа 2021 года.
Модный дизайнер Бруно Бирманис, который создал дизайн для новой полицейской формы, сам был членом полицейской конкурсной комиссии. Бирманиса следствие также заподозрило в поддержке обмана.
"Сегодня"