Эта часть дела выделена в отдельное судопроизводство из огромного дела о мегаконтрабанде.
По мнению обвинителей, Олег Агафонов в течение нескольких лет не указывал в своей декларации должностного лица доходы. И в результате недоплатил налогов. Самому Олегу Агафонову вменяется неуплата на 140 698 латов. А его жене — на 9311 латов.
Напомним, глубинная разработка по Терехово и прилежащему региону началась в Латгалии силами KNAB и Управления по борьбе с оргпреступностью летом 2007 года — после июльских «бунтов литовских фур».
Сюжет там был такой: от 14 до 30 литовских дальнобойщиков, выведенных из себя очередями и слишком высокой таксой за проезд вне очереди, просто перегородили дорогу своими фурами. 14 человек было задержано, но сама акция сработала — Терехово занялись.
После нескольких месяцев работы, 30 октября, работники Управления по борьбе с организованной преступностью Госполиции совместно с сотрудниками Бюро по борьбе и предотвращению коррупции задержали сразу 13 человек. В ходе обысков было изъято порядка 800 тыс. долларов наличными.
Главным задержанным оказался мэр Зилупе Олег Агафонов, 1954 года рождения, образование среднее (вечерняя школа). Сменил на посту мэра своего предшественника Анатолия Лапика, ушедшего в отставку в 2004 году. (В ходе скандала всплыли «подробности биографии»: г-н Агафонов неоднократно судим: две «хулиганки» и грабеж (140-я старого Уголовного кодекса). По обычной советской практике ему вменили также статью «принудительное лечение от алкоголизма». И так далее.
В начале марта прошлого года начальник погранохраны Латвии Гунар Даболиньш распорядился освободить от должностей начальника КПП Терехово Айвара Булса и начальника КПП Гребнево Игоря Юпатова. Одного бросили на хозяйство в Лудзенском управлении Робежсардзе, другого — отправили преподавать в Резекненском колледже погранохраны.
«В служебной деятельности указанных лиц нарушений не найдено, но эта ротация поможет оценить свежим взглядом ситуацию на границе и активизировать работу в новых обстоятельствах единой Шенгенской зоны. Мы проверяем входящие в нее грузы, остальное — без комментариев, — пояснила в этой связи представитель погранслужбы Евгения Корне.
Сам генерал Даболиньш пояснил: «рокировочка» связана «в том числе» и с делом о Терехово. Потому что когда у начальника пачками попадаются подчиненные — это, сами понимаете, требует реакции.
В итоге около 100 томов материалов уголовного процесса были переданы Спецпрокуратуре по оргпреступности с просьбой начать преследование по следующим статьям:
Контрабанда в группе (наказание, предусмотренное законом — до 15 лет с конфискацией),
Взяточничество в группе (до 15 лет с конфискацией),
Взяткодательство в группе (до 12 лет с конфискацией),
Злоупотребление служебным положением (до 8 лет с конфискацией).
Суть: досудебным следствием установлено, что лидеры преступной группы создали преступную схему на погранпункте Терехово, включив в нее не только частных, но и государственных должностных лиц. Они организовали:
* пересечение границ «фурами» в обход очереди;
* перевозку контрабанды;
* другие преступления.
Среди 42 выявленных преступников 23 — государственные должностные лица из Погранохраны и полиции.