Книга «Маньяк» вышла в 2010 году и стала шестой по счету, которую написал Андрис Грутупс. Она посвящена «рижскому Чикатило» — Станиславу Рогалеву. Маньяк-убийца, совершивший за полтора года 21 нападение на женщин, в результате чего более половины жертв погибли. При этом маньяк какое-то время был агентом заместителя министра внутренних дел Анрийса Кавалиерса.
Однако сразу после выхода книги в свет в суд обратился некая женщина, которая потребовала возместить ей моральный ущерб, а также отозвать информацию, которая задевает ее честь и достоинство. Иск был подан против автора книги Андриса Грутупса и газеты Latvijas Avīze, поскольку там были опубликованы фрагменты из книги (с издания заявительница хочет получить еще 10 000 латов).
Гражданский иск Андрис Грутупс не признает. По его словам, приговор по делу Рогалева был публично доступен с 1983 года. Он также отметил, что в последние 18 лет заявительница носит другую фамилию.
Жертва: «По описанию в книге меня слишком легко узнать»
В суде Видземского предместья, где прошли слушания по этому делу, адвокат истицы Дана Роне заявила: Андрис Грутупс пытается избежать ответственности, изображая из себя ученого и литератора.
— Однако писатель может искажать факты и говорить, что написанное не является правдой, а ученый имеет возможность ознакомиться со всей доступной информацией. При этом, как к работе ученого, так и к литературному труду предъявляются определенные требования. Наука не может служить прикрытием, чтобы нарушать права другого человека на частную жизнь, — заявила адвокат.
По ее словам, будучи опытным адвокатом, Грутупс прекрасно осознавал последствия своих действий. К тому же в книге описываются материалы закрытого судебного заседания.
Защитник Андриса Грутупса Элвийс Веберс настаивает: книги Грутупса — это литературно-исторические работы и его клиент закона не нарушал.
— Автор использовал живой язык, понятный людям, так как никого не интересует простое цитирование протокола судебных заседаний, — заявил защитник.
По версии адвоката, заявительница — это вообще литературный образ, так как в книге упомянута ее прежняя фамилия и такой человек уже не существует, она же вышла замуж второй раз. И поэтому автор имел право использовать ее личные данные, полагает он.
Адвокат истицы возразила, что имя у дамы осталось прежним, к тому же в книге описывается ее семья. Можно узнать многое о ее дочери, ее месте работы и т.д. Мало того, после выхода книги женщину разыскали телевизионщики, из чего можно сделать вывод, что ее личность была раскрыта.