Позже Кампарс вспомнил, что остаток образовался при продаже обстановки квартиры и двух гаражей.
Артис Кампарс объяснил происхождение этих денег так: они с женой решили продать квартиру, которая принадлежала родителям супруги. Семья Кампарсов при этом переехала в только что построенный дом.
Сделка произошла в 2008 году. Однако супруги эти деньги никуда не вкладывали, хранили дома наличными – на черный день, объясняет министр.
Но согласно данным Земельной книги, сумма сделки была в 3 раза ниже – всего 8000 латов. Получается, что при продаже квартиры ее стоимость искусственно занизили, чтобы уйти то налогов?
Позже министр добавил, что не помнит всех деталей, так как не мог проводить сделку. Но остальные 19 000 – это цена обстановки квартиры (мебель, кухонная техника и т.д.), о которой договорились устно, и два гаража.
Как отдать больше, чем заработал?
Но это еще не все. Вызывает вопрос и другой момент: как министр смог так быстро оплатить свои долги? Каким образом он отдал больше, чем заработал за год?
Ведь в соответствии с декларацией Кампарса за 2009-й, в конце года его долги составили около 67 600 латов и 204 400 евро, и в течение года министр эти долговые обязательства умудрился значительно снизить — до 2600 латов и 194 300 евро.
Значит, за год Кампарс смог вернуть около 72 000 латов. Эта сумма по крайней мере на 24 000 латов (фактически — больше) превышает заявленные доходы Кампарса за 2010 год — уже упомянутый подарок от жены в размере 27 000 латов и зарплата министра в размере 21 000 латов «на бумаге».
Из этих 24 000 еще можно вычесть задекларированные в конце 2009-го и потраченные в начале 2010 года наличные сбережения в размере 2600 латов, а также безналичные сбережения в 500 евро и 700 долларов. Но даже в этом случае (если также учесть, что министр отдал полностью все официальные доходы) декларация показывает — в течение года он отдал более 20 000 латов, которые официально не заработал.
Никаких других официальных доходов у Кампарса не было. Даже больше — есть сомнения, что у министра за весь прошлый год вообще были какие-либо официальные доходы в 20 000 латов, которые он просто забыл отметить в декларации.
Он указал, что в прошлом году заключил договор о продаже долей капитала на 35 000 латов, но, в соответствии с декларацией, деньги не были получены, а данные Lursoft говорят, что единственная принадлежащая Кампарсу компания — ООО Ronis — по-прежнему полностью принадлежит ему.
Кампарс не получал и никаких дивидендов — показатели деятельности Ronis за 2010 год неизвестны, но известно, что в 2009-м компания работала с убытками в размере 299 000 латов.
Порталу pietiek.com Кампарс пояснил, что эти подсчеты несоответствий в его официальной декларации неточны, но от более подробных комментариев отказался.
Министра попросят?
В среду вечером в сервисе микроблогов Twitter был замечен разговор между политологом Юргисом Лиепниексом и исследователем политики Иветой Кажокой о возможных последствиях «непонятно откуда взявшихся» доходов.
На реплику Лиепниекса, что «так как Кампарс не из Народной партии, не из ЛПП, а из «Единства», то, конечно, все будет хорошо», Кажока ответила: «Что значит — «все будет хорошо»? Если не сможет правдоподобно объяснить эти 20 000 латов, то как минимум нужно будет подавать в отставку».
Через несколько минут в профиле пользователя @oranzais (Тайный друг Народной партии) появилось сообщение такого содержания: «Завтрашняя новость: Providus призовет Кампарса подать в отставку (если тот не сможет объяснить 20 000 латов), информирует общество @IvetaKazoka».