(Об этом можно посмотреть, к примеру, здесь).
За последние годы из членов списка богатейших людей Канады Ричард Хомбург, в глазах многих, перекочевал в список мошенников с недвижимостью.
Его империя, развернувшаяся в Европе и Канаде, потерпела крах. Однако предприимчивый бизнесмен и не думает успокаиваться.
Весной главная сцена центра искусств Шарлоттауна (столицы одной из провинций Канады) захотела избавиться от его имени в названии. Дело в том, что в 2009 году площадку переименовали в «Сцену Хомбурга» после того, как бизнесмен пожертвовал Центру 2 миллиона.
— Если это сделает кого-то счастливым, пусть пойдут и сделают это, — в присущей ему манере комментировал снятие таблички с его именем Хомбург. — Пусть будут фото в газете, и устройте вечеринку по этому случаю.
Гламур от Хомбурга
Вечеринка была упомянута неслучайно: Ричард Хомбург— сам фанат шикарных вечеринок, пишет в своем журналистском расследовании профессор Стивен Кимбер.
В 2009 году в Галифаксе все с нетерпением ждали приглашения на его пост-рождественский корпоратив. Двести элитных инвесторов, консультантов, подрядчиков, адвокатов, специалистов по финансам и т.д. собрались в январе в Homburg Citadel — штаб-квартире Homburg Invest.
Вечер удался: канапе и хорошо подобранные вина были чудесные. Но звездой вечера стал, конечно, Ричард Хомбург. Все ждали его «президентского доклада». После общения с гостями, Хомбург взял микрофон и получаса вещал обо всем: правительствах, глобальной экономике, климате, Азии, Европе... Его компания уже терпела крах, но его все равно стоило послушать, — признают те, кто там был.
В 2008 году мир покатился к чертям — пузырь сдулся. Корпорации лопались, банки банкротились, поэтому мнение Ричарда Хомбурга было интересно многим. Однако смысл его речей, если вкратце, был таким: «У Homburg Invest все хорошо. Плохие вещи происходят с другими людьми».
Он словно надел розовые очки... Один из гостей — финансовый советник — вспоминает, что после этого перестал рекомендовать Homburg Invest своим клиентам.
Будущее показало, что он был прав: цена акций компании в итоге упала с 70 долларов (в 2007 году) до 80 центов (в 2011 году).
Бизнес-империя: рассвет и развал
Как пишет профессор Кимбер, уроженец Хелдерланда Ричард Хомбург ушел в предприниматели, когда его исключили из школы в начале 60-х. Начал он с работы помощника в пекарне. Далее переселился из Нидерландов в Канаду, где с переменным успехом руководил бизнесом импорта-экспорта и недвижимости. Потом не решил привлечь частного инвестора и пенсионный фонд. Чтобы это сделать, Homburg Invest Ltd. стала котироваться на бирже. С помощью акций и ценных бумаг, привлекая новые капиталы, Хомбург начал скупать недвижимость по всему миру и увеличил капитализацию компании до 4 миллиардов долларов. Однако она активно росла, пока не достигла 8,1 млрд долларов.
Сам основатель руководил фирмой так, словно жил в фильме о боссе-эгоманьяке: тратил деньги фирмы на мероприятия в свою честь, частные самолеты (в 2007 году, к примеру, купил частный самолет за 11,2 млн долларов, чтобы летать между домом в Нидерландах и офисом в Новой Шотландии), скупал старинные часы на аукционах. У бизнесмена есть пара гаражей с коллекцией старинных мопедов... Кроме того, он устраивал конфликты с наблюдателями за финансовыми рынками Европы.
Кстати: у человека, которого отчислили из школы в возрасте 12 лет, сейчас 2 докторские степени. Однако получил он их после того, как оплатил ремонт в соответствующих университетах, пишет профессор Кимбер.
Все это время дела компании Хомбурга шли просто блестяще. К примеру, в 2007 году годовая прибыль корпорации выросла на 245%: с 23 миллионов (в 2006 году) до 79.2 миллионов долларов.
Однако в конце 2008 года финансовая империя Хомбурга попала в кризисный водоворот: началась распродажа активов. Что, впрочем, не мешало руководству компании получать миллионные бонусы.
Четверть миллиарда за имущество SEB
Какой же Хомбург нашел выход из кризиса? Он двинулся в Восточную Европу.
Его проект в Золитуде, в частности, датирован 2009 годом. Но он был отнюдь не единственным: были и другие проекты в Латвии, Литве, Германии, Австрии и т.д.
Размах нового направления показала рекордная для «тучных лет» сделка, которая состоялась в 2008 году: Homburg Invest купил имущество группы SEB в Балтии на общую сумму 268,3 млн долларов, пишет NRA.lv.
В итог в руки Homburg Invest попало 54 объекта недвижимости по всей Балтии. По словам самого Хомбурга агентству LETA, компания намеревалась стать крупнейшим игроком на балтийском рынке.
Однако безответственная игра с недвижимостью в Балтии привела к тому, что биржа в Торонто исключила акции Homburg Invest из списков, одновременно отстранив основателя от бизнес-операций компании.
Но Ричард Хомбург тут же создал новую фирму. Прежний холдинг тем временем оказался под процессом правовой защиты, который продолжается и поныне.
Стройка дома заморожена
Сейчас пока непонятно, какая из компаний отвечает за стройку в Золитуде — то ли старая (которая сейчас находится в процессе правовой защиты), то ли новый холдинг Хомбурга. Впрочем, сообщение о соболезнованиям жертвам обвала в Maxima появилось на домашней страничке второй — Homburg International Group. Там же указано, что фирма замораживает строительство дома на ул. Приедайнес.
Владелец SIA Homburg Zolitude (Homburg Eastern Europe Fund) — в реальности только один из семи фондов с одинаковым названием, которые отличаются только цифрами в конце имени и зарегистрированных в Энсхеде (городок в Нидерландах у границы с Германией). И эти 7 фондов входят в число 159 предприятий, которые связаны с Хомбургом только в Нидерландах.
Хомбург: «Maxima» — это наш старт»
В ноябре 2010-го на торжественной церемонии, посвященной закладке «символического камня» комплекса на ул. Приедайнес, 20 бизнесмен Хомбург произнес речь:
— Многие считают, что рынок не позволяет реализовывать подобные объекты, но мы сумели заинтересовать банки, найти инвесторов и привлечь арендаторов... Якорным арендатором нового торгового комплекса, как надеются в Homburg grupa, станет магазин торговой сети Maxima. На крайний (но маловероятный) случай, если переговоры с представителями литовской сети не принесут практического результата, владельцы комплекса обещают привести в Латвию одну из крупных североамериканских торговых сетей.
Закончил он знаковой фразой:
«Такие проекты необходимы вашей стране».