«Право на справедливый суд прописано в конституции, причем это должно происходить в разумные сроки», — возмущается адвокат Владимира Одерова Алоиз Вазнис. «5 лет – это разумный срок? Это ведь еще только первая инстанция!»
Как сообщают в суде, процесс перенесен из-за болезни одного из адвокатов. Осень – только предполагаемый ориентир, пока точной даты не назначено. Прокурор Мигланс передал дело на разбирательство в 2007 году. Сами события, описанные в обвинении, датируются 2004 годом.
Такие вот у нас судебные долгострои.
Обвинение: бизнесмены купили конкурс...
В чем суть дела: как считает следствие, в 2004 году экс-исполнительный директор Даугавпилса Андрис Упитис (он умер и дело против него прекращено) и бизнесмен Валерий Васильев договорились, что управляемые Васильевым предприятия выиграют конкурс на поставку отработанного масла и мазута, организованный «Даугавпилсскими теплосетями». Такой же уговор произошел и насчет поставки битума — в конкурсе, организованном ООО Daugavpils Dzivokļu un komunālas saimniecības uzņēmums, были искусственно завышены цены.
Пользуясь своим положением и служебной информацией, Упитис, вопреки служебным интересам, давал Васильеву советы, консультировал его и всячески способствовал тому, чтобы предприятия, подконтрольные Васильеву, выигрывали конкурсы. Также он старался сделать так, чтобы о конкурсе не узнали (или узнали как можно меньше) другие возможные претенденты. Всего Валерию Васильеву вменяется 7 подобных эпизодов.
...за взятку
Понятно, что делалось это не бескорыстно со стороны муниципального чиновника. Упитис получал разные суммы за каждую тонну масла, мазута и битума. Кроме того, васильевский Magvejs оплачивал телефонные разговоры Упитиса, расходы на бензин. И даже погасил его денежный долг.
В одном из эпизодов этого дела фигурирует и Владимир Одеров. Как считает следствие, Одеров при посредничестве Васильева передал Упитису взятку в размере 2800 латов за то, чтобы его предприятие могло поставить около 100 тонн отработанного масла «Даугавпилсским теплосетям». Конкурс на поставку масла не был организован вообще: Упитис устным распоряжением просто велел покупать масло у OVI.
Но было еще и присвоение
Кроме уже перечисленного, Валерию Васильеву вменяется и эпизод крупного присвоения средств.
В 2000 году груз фирмы Dinaburga nafta — 1,7 млн кг дизельного топлива — был перехвачен таможенниками. Валерий Васильев был директором в этой фирме. Как выяснилось, документы на груз были оформлены неправильно. Топливо было конфисковано, а фирма — получила административное наказание.
Пока шло разбирательство, горючее хранила Dinaburga nafta. Однако в какой-то момент Валерий Васильев написал заявление, что из-за топлива он терпит убытки и попросил разрешение продать его. СГД дала согласие на продажу горючего, естественно, при условии, что службы получат вырученные деньги.
Валерий Васильев продал груз по цене 11 сантимов за килограмм. Вот только деньги, которые полагались СГД по договору, перевел лишь частично, уплатив около 20 000 латов. Как считает обвинение, 211 236 латов он присвоил и растратил.
Промежуточный финиш
Латгальский окружной суд продолжает рассмотрение «дела Васильева—Одерова». На данном этапе участники процесса перешли к дебатам, но начать их ока не удалось.
Другие дела Одерова и Васильева
У фигурантов этого дела «даугавпилсский» процесс — не единственный.
В Верховном суде рассматривается уголовное дело, где Валерий Васильев, Владимир Одеров и еще 8 человек обвиняются в крупной контрабанде нефтепродуктов, отмывании денег на сумму более 1 млн латов и подделке документов.
Приговор суда первой инстанции в этом процессе получился неожиданным. Владимир Одеров был приговорен к 5 годам и 1 месяцу тюрьмы, с частичной конфискацией (отнять яхту «Элия»). Валерий Васильев (который полностью признал вину) получил 4 года тюрьмы, с частичной конфискацией имущества (у него решено забрать 500 долларов и 175 латов).
Из этого дела о нефтеконтрабанде выросло еще два взяточных процесса. Первое — дело о подкупе сотрудника KNAB Юриса Юраша за 50 000 латов. На скамье подсудимых двое: Валерий Васильев, которому вменяется дача взятки, и Миервалдис Григорьев, которого обвиняют в посредничестве. Оба свою вину категорически отрицают.
Еще одно взяточное дело, выросшее из контрабандного, — это процесс по обвинению Владимира Одерова, его невесты Елены Шушкевич и ее сотрудника Андрея Портнова. Речь идет о 500 латах, переданных девушке-клерку Р. из Минобороны в обмен на информацию о передвижениях судна Matolobos, которая крайне интересовала защиту в «большом деле».
На фото: Владимир Одеров и Елена Шушкевич.