Ранее процесс несколько раз откладывался: экс-прокурор не являлась на заседания (о фабуле дела — см. «Для справки» ). Вместо себя Ирина Богданова присылала больничный лист. По закону рассматривать дело без одного из обвиняемых невозможно. Так что суд мог только решить, на какой день отложить процесс. Однако прокурор по этому делу — Велта Заклюксне — выступила с неожиданной просьбой: подвергнуть Ирину Богданову судебно-психиатрической экспертизе. Какие болезни и диагнозы дают основание сомневаться во вменяемости г-жи Богдановой, обвинитель тактично не озвучила. Однако прокурор считает, что обвиняемая болеет слишком часто.
Сегодня суд с мнением обвинителя согласился.
Дело продолжат рассматривать (на закрытых заседаниях) после окончания экспертизы.
Спецслужбы провоцируют?
Тем временем обвиняемый Рязанский сообщает о возможных правонарушениях в Бюро по защите Сатверсме (SAB) и KNAB. Он утверждает, что речь идет о провокациях, шантаже и вымогательстве, с использованием служебного положения.
Еще весной Борис Рязанский обратился в Комиссию Сейма по национальной безопасности, Канцелярию президента и Верховный суд со следующим заявлением:
«В моем распоряжении оказался диск с различными копиями е-мейлов. Всего диск содержит около 12 000 документов... Ознакомившись с содержание диска, я пришел к выводу, что в Латвии существует группа лиц, которая злоупотребляет своим служебным положением в правоохранительных органах (прокуратуре, KNAB и SAB), занимается шантажом и вымогательством денег, влияет на ход множества уголовных процессов, на экспертов, а также занимается провокациями, на основании которых позже начинаются уголовные дела, раскрывает государственные тайны и распространяет третьим лицам сведения, содержащие тайну следствия. Также, как свидетельствуют данные на диске, некоторые лица в KNAB были проинформированы об угрозах, высказанных физическим лицом судье, однако вместо того чтобы предотвратить влияние на суд, они фактически помогли данному лицу влиять на судью».
Однако, по словам заявителя, Полиция безопасности и Генпрокуратура отказались расследовать данные факты. Последующее обращение к депутатам Сейма и президенту тоже пока никакого ощутимого результата не принесло.
Что на диске
В переписке сотрудники KNAB прямо указывали третьим лицам, что нужно повлиять на обер-прокурора Рижского судебного округа. В одном из писем так и сказано: «Изъ*бните Берзиньша».
Также, судя по переписке, правоохранители не раз участвовали в политических процессах и пытались на них повлиять, организовывая «сливы» или даже проделывая специальные уголовно-процессуальные действия.
Когда же последовали угрозы судье со стороны физического лица, сотрудники KNAB , судя по письмам, стали готовить и внесли в суд алиби для этого человека.
Для справки
Суть «дела Рязанского» такова: Борис Рязанский, как считает следствие, по поручению прокурора Богдановой несколько раз встречался с Ральфом Коппелом, чтобы уговорить того дать 25 000 латов за закрытие дела «о причинении вреда здоровью». Когда Коппел согласился заплатить, Рязанский получил от него 15 000 (первая часть взятки) 16 октября 2008 года в районе станции Булдури. Вторую часть (10 000) нужно было заплатить после благоприятного окончания уголовного дела о побоях.
17 октября 2008 года Рязанский поменял полученные деньги в банке Parex, а после этого отнес 10 000 прокурору Богдановой. Как считает следствие, 5000 Рязанский присвоил себе.
После этого обоих арестовали — в один день, но в разных местах.
Сейчас Ирине Богдановой вменяется собственно взятка с требованием оной, а г-ну Рязанскому — подстрекательство к даче взятки, организация получения взятки и присвоение взятки, предназначенной для передачи должностному лицу.