Прокурор Велта Залюксне просила для экс-мэра 5 лет тюрьмы, а для его сообвиняемого — 4 года. Кроме того, по мнению обвинителя, у обоих нужно конфисковать имущество и запретить им работать в госуправлении — на срок 3 года.
Но приговор суда оказался несколько мягче: Раймонд Мункевиц получил 4 года тюрьмы, а Нормунд Пирантс — 3 года. Оба — с конфискацией имущества. А это значит, что у Раймонда Мункевица должны отобрать автомобиль Renault Laguna (2006 года) с прицепом (RB 1994 года выпуска) и недвижимость (дом с землей в Юрмале и дом с землей в Елгавском крае). Кроме того, до вступления приговора в силу им не вернут залог — у Раймонда Мункецица это 71 000 евро (50 000 латов по-старому), а Нормунда Пирантса - 56 914 евро (40 000 латов).
Обоих арестовывать в зале суда не стали — дали время подать апелляцию. Осужденные смогут это сделать после 3 февраля — когда появится полный вердикт.
Голос ценой в 10 000
«Процесс Мункевица» возник из очередного переворота в городской думе Юрмалы.
Фабула дела такова: 20 мая 2010 года должно было состояться заседание, на котором решался вопрос об отставке мэра. Депутатов в самоуправлении, как известно, немного, голос каждого крайне важен. Поэтому, как считает обвинение, Мункевиц через посредничество Пирантса, перед заседанием и предложил взятку депутату депутат Ивете Блауе.
Однако, получив предложение в 10 000 латов, г-жа Блауа подала заявление «в компетентные органы».
Именно депутат Блауа позже стала основным свидетелем по делу. Она не раз подчеркивала, что в этом деле будет бороться до конца. Она же является и главным источником доказательств для стороны обвинения: на встречу с предполагаемым Мункевицем и Пирантсом она приносила в сумочке записывающее устройство.
Так что Мункевиц и Пирантс были задержаны 18 мая 2010 года. Понятное дело, голосование прошло для Мункевица неудачно.
Но через некоторое время обоих задержанных отпустили под залог (50 000 латов для Мункевица и 40 000 латов для Пирантса).
О «политическом давлении»
Раймонд Мункевиц неоднократно называл свой процесс средством сведения счетов, которое устроили его политические конкуренты. Вот и приговор он оценивает таким же образом.
— Вердикт обязательно будет обжалован, — заявил бывший политик в разговоре с нами.
И напомнил: ещё в феврале 2011 председатель Юрмальского суда жаловалась на «общественно-политическое давление». Из-за этого сроки процесса даже передвинулись — с мая, как дело изначально поставили в расписание, на февраль. То есть, хотели успеть сделать ему «антирекламу» в канун выборов. И, что показательно, его не выбрали.
— Мы не дети и понимаем, что дело было не только в сроках, — заявил Раймонд Мункевиц.
Он напомнил, что вот уже несколько лет у Юрмальского суда нет председателя — только и.о. в лице Светланы Беляевой. Это, по мнению Раймонда Мункевица, делает состав судей крайне уязвимым перед лицом политического давления.
В свою очередь прокурор Велта Залюксне после оглашения приговора, наоборот, отметила, что никакого давления не заметила и в целом вердиктом довольна. Будет ли обжалование с её стороны — она решит, когда узнает аргументы судей.
Снова в том же зале...
Любопытно, что меньше чем через две недели судье Солвите Глаудане, которая участвовала в рассмотрении «дела Мункевица» придется разбираться в деле ещё одного юрмальского экс-мэра.
3 февраля на скамье подсудимых снова окажется Юрис Хлевицкис — человек уже отбывший наказание за «юрмалгейт». На этот раз ему вменяют незаконную раздачу квартир депутатам Юрмальской думы. Процесс длится вот уже несколько лет. Раньше Хлевицкиса на него доставляли из тюрьмы. Однако сейчас он придет сам.
В чем суть обвинений: Юрис Хлевицкис, будучи мэром, плохо организовал проверку заявлений с просьбой не допустить приватизацию имущества, и дал согласие на приватизацию квартир. Из-за этого квартиры получили депутаты Зигурдс Старкс, Юрис Грикис и помощница депутата Дайниса Урбановича Ульрика Эйстрейке. Самоуправление же на этом потеряло 50 000 латов.
В 1998 году указанные персоны попросили самоуправление дать им квартиры «по служебным и семейным обстоятельствам». Но через пару месяцев квартиры были приватизированы и проданы, несмотря на то, что это запрещено законом, так как они были предназначены для малоимущих. Делом заинтересовалась прокуратура, а потом уголовный процесс начал KNAB.
Далее прокуроры Генпрокуратуры и Рижского судебного округа обратились в суд с просьбой признать приватизацию недействительной.
Впрочем, сам Хлевицкис утверждает, что не раздавал квартиры отнюдь не «единолично и незаконно», за раздачу этой жилплощади голосовали и другие депутаты думы.
Зигурдс Старкс оправдывал решение Хлевицкиса так: ничего незаконного в присвоении ему квартиры не было. По его словам, он стоял в очереди на квартиру с 1997 года и жилплощадь ему все равно предназначалась. К тому же у него было пятеро маленьких детей. Полученную же квартиру в многоквартирном доме он обменял на другую, а вовсе не продал.
Хроника подсудимых мэров
Отметим как факт: Юрмала — город, где мэры чаще всего попадают под суд или следствие.
Юрис Хлевицкис в марте 2007 года был приговорен к 5 годам тюрьмы вместе с предпринимателем Германом Милушем и кандидатом в депутаты Гвидо Харийсом Волбургсом. Все они были осуждены за организацию дачи 20-тысячной взятки депутату юрмальской думы Илмару Анчансу, чтобы тот голосовал за Хлевицкиса, а не за Инесе Айзстрауту (которая тогда все же стала градоначальником Юрмалы).
26 августа 2010 года Хлевицкиса освободили досрочно. 12 августа 2013 он занял пост члена правления предприятия Jūrmalas slimnīca. Однако уже в сентябре Юрмальская городская дума решила сократить количество членов правления на предприятиях с муниципальным капиталом и среди прочих был вынужден уйти и Юрис Хлевицкис.
Андрейс Инкулис (экс-мэр не только Юрмалы, но и Риги) сейчас является обвиняемым в «деле о взятках в Рижской думе». Согласно обвинению, в марте 2007 года он, уже будучи частным лицом — председателем совета АО Eldikrija - обратился к Петерису Странцису, который к тому времени возглавил Департамент городского развития. Речь шла о перспективах застройки зеленой территории на ул. Грегора фирмой Kvarta, частично принадлежавшей компании Eldikrijai. Против этого строительства резко выступали местные жители и общественные организации. Предположительно, этот вопрос был решен за 100 000 евро.
Гирт Тренцис по приговору Рижского окружного суда отработал 200 часов принудработ — убирал снег на улицах родного города. Его признали виновным в злостном превышении служебных полномочий. По мнению следствия, Гирт Тренцис во время решения вопроса о мировой с экс-председателем Юрмальской больницы единолично согласился заключить с ним мировое соглашение. Но сумму компенсации назначил слишком низкую, по сравнению с нанесенным бюджету ущербом, и продавил это решение как держатель долей капитала от мэрии. Благодаря этому решению размер компенсации больнице был уменьшен с 33 до 11 тыс. латов.