Проверки и обыски
В Латвии сейчас изучают перечисления, cделанные на счета Parex-banka компанией TeliaSonera, — сообщило на днях информационное агентство Bloomberg. Речь идет о проплатах, связанных с узбекской лицензией мобильной связи.
Изначально расследование началось в Швеции. Там пытаются установить: знали ли в TeliaSonera (или могли знать), что деньги за лицензию на мобильную связь были направлены семье президента Узбекистана Ислама Каримова.
Bloomberg напоминает, что президент TeliaSonera Ларс Ньюберг ушел в отставку 1 февраля нынешнего года, после того, как юридическая фирма, нанятая для расследования обвинений во взяточничестве, заявила: компании следовало быть более осторожной, когда она приобретала узбекскую лицензию мобильной связи в 2007 году.
Фирма Mannheimer Swartling в своем отчете указала, что TeliaSonera переводила деньги на счета в банках Nordea и Parex, принадлежащие зарегистрированной на Гибралтаре компании Takilant Ltd.
Сейчас нюансы этого перевода уточняются и в Латвии.
— Проверка ведется, однако пока рано говорить о результатах,— комментирует ситуацию пресс-секретарь Комиссии рынков финансов и капитала Мария Макаревича.
Тем временем, расследование набирает обороты. Следствие об отмыве и коррупции, начатое в Швеции и Швейцарии, теперь ведется и во Франции. Там уже провели несколько обысков в домах, предположительно, принадлежащих Гульнаре Каримовой.
\\Масштабы бизнеса
Расследование началось осенью 2012 года после того, как журналисты шведского канала Sveriges Television сообщили: телекоммуникационный гигант TeliaSonera заключил контракты на миллиарды крон о предоставлении услуг мобильной связи в Узбекистане «не просто так». За вхождение на узбекский TeliaSonera заплатила 300 миллионов долларов, которые в виде взяток получили приближенные дочери президента Узбекистана Ислама Каримова — Гульнары Каримовой.
Изначально речь шла о событиях 2007 года. Однако, по новым данным, платежи продолжались до лета 2012 года.
По данным журналистов, огромные средства, выплаченные компанией в обмен на контракты, были направлены через женщину, которая «тесно общается» с Гульнарой Каримовой. Называлось имя Гаяне Авакян. По данным телеканала, она была связана с компанией Takilant, которая была партнером TeliaSonera на узбекском рынке.
За лицензии 3G Takilant получила около 2,2 млрд крон ($337 млн), — отмечает SVT. В то же время в бухгалтерских записях Takilant нет «никакого следа платежей» от TeliaSonera.
«Не давите пока!»
Интерес к следствию по делу TeliaSonera недавно подогрел новый «слив» в прессу документов, из которых следует, что, возможно, Гульнара Каримова лично диктовала условия переговоров. В программе Uppdrag Granskning («Миссия: Расследование») шведского телеканала SVT был опубликован ряд записок, претензий и уточнений, написанных по-русски и по-узбекски от руки.
Один из этих документов представляет собой доскональное описание переговоров с TeliaSonera в течение лета 2012 года. Этот конспект, судя по всему, был составлен помощниками Каримовой, для того, чтобы она смогла ознакомиться с ходом переговоров.
Среди прочего, в документе упоминается «подтверждение» TeliaSonera о том, что компания согласна выплатить «единовременный взнос» в размере 5 млн. долларов в обмен на два миллиона новых абонентов.
Подтверждение этого согласия, данного 31 июля 2012 года, является весьма важным, так как буквально за несколько недель до этого узбекские власти аннулировали лицензию конкурирующей компании «Уздунробита» — «дочки» российской МТС, оставив девять миллионов узбекских абонентов без сотовой связи.
Посредником между Каримовой и TeliaSonera в ходе переговоров являлся бывший топ-менеджер МТС Бекзодом Ахмедов, в то же самое время продолжавший работать в российской телекоммуникационной компании. Ахмедов в настоящее время проходит как подозреваемый в расследованиях швейцарских и шведских правоохранительных органов.
В другом документе говорится о требовании к TeliaSonera заплатить 15 миллионов долларов для «защиты» от пяти государственных регулирующих органов Узбекистана: налоговой инспекции, таможни, антимонопольного комитета, государственной инспекции связи и МВД. В тексте отмечается, что можно организовать оплату в виде «спонсорской помощи на благотворительные цели», однако такая опция «будет дороже». TeliaSonera в ответ просит узбекскую сторону снизить суммы выплаты, соглашаясь на «защиту» от двух органов из пяти.
Попытка TeliaSonera снизить сумму взятки, описана в документе на узбекском языке, впоследствии решительно перечеркнутом, предположительно самой Каримовой. В конце документа рукой прописано требование не торопиться и выждать оговоренное время для конвертации средств: «Не давите пока!»
Не знали, не ведали...
TeliaSonera всегда отрицала любую связь с Гульнарой Каримовой, которая официально не связана с телекоммуникационной индустрией Узбекистана.
Однако генеральный директор TeliaSonera Пер-Арне Блумквист шведскому телевидению подтвердил факт «спонсорства», оказываемого его компанией организации Каримовой — Фонду Форум.
«Мы никогда не вели переговоров с Каримовой. Тогда у нас была дискуссия с фирмой Takilant, которая является нашим партнером в Узбекистане, и которая выступила с предложением о различных видах консалтинговых услуг, которые мы отклонили», — заяавил Блумквист в программе SVT.
И при этом представители TeliaSonera отрицают факт подкупа и заявляют, что не знают о том, что Takilant принадлежит Каримовой.
А как же антимывочное меры?
В октябре прошлого года сама компания TeliaSonera поручила юридической фирме Mannheimer Swartling провести независимое расследование. Результаты были для фирмы позитивными.
Однако проверяющие подтвердили, что TeliaSonera переводила деньги на счета в банках Nordea и Parex, принадлежащие зарегистрированной на Гибралтаре компании Takilant Ltd.
За эти сомнительные сделки Управление финансового надзора Швеции 16 апреля уже оштрафовало банк Nordea на 30 миллионов крон (4,6 миллионов долларов). Штраф был начислен с формулировкой: за «недостаточное соблюдение правил ЕС по предотвращению отмывания денег».
Теперь похожую проверку проводит и латвийский регулятор банковского сектора — Комиссия рынков финансов и капитала.
Промежуточный финиш
Пока расследование дела о коррупции и отмывах продолжается. Его ведут в Швеции, Швейцарии и Франции. В течение последних месяцев проходят обыски в домах и квартирах, предположительно принадлежащих Каримовой.
Стокгольмский суд до 9 сентября заморозил счета фирмы Takilant в банке Nordea.
Для справки: гранд-дама Керимова
Гульнару Каримову считают одной из самых богатых и влиятельных женщин Узбекистана и даже возможной преемницей своего отца на посту президента страны. Каримова, в прошлом посол Узбекистана в Испании, сейчас является организатором и попечителем Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана», который является официальным партнеры ЮНЕСКО в Узбекистане. В 2008 года Каримова была назначена постоянным представителем Узбекистана при ООН и других международных организациях в Женеве.
Недавно она покинула пост посла Узбекистана в ООН и, таким образом, утратила дипломатический иммунитет на территории Швейцарии.
Стоит отметить, что один из американских дипломатов описал даму как «феодала-разбойника», отнимающего активы узбекских компаний для поддержки финансового благополучия своей семьи, владеющей миллиардами долларов. Но это, как мы понимаем, субъективное мнение.