Минувшей осенью суд Латгальского предместья приговорил его к полутора годам тюрьмы за воровство бензина с заправки «Статойл». Однако сегодня этот приговор был отменен Рижским окружным судом. Почему? Суд первой инстанции не принял во внимание психическое состояния Роланда Ширмахера. В частности то, что в 1998 году он был признан невменяемым.
Минувшей осенью суд Латгальского предместья приговорил его к полутора годам тюрьмы за воровство бензина с заправки «Статойл» на Кр. Валдемара. По версии обвинения, Ширмахер несколько раз уезжал с заправки не заплатив, присвоив таким образом 27 литров бензина на общую сумму 21 лат. Сам он вину в этом признал полностью и готов возместить причиненный ущерб.
Однако сегодня обвинительный приговор в этом деле был отменен Рижским окружным судом. Почему? Суд первой инстанции не принял во внимание психическое состояния Роланда Ширмахера. В частности то, что в 1998 году он был признан невменяемым.в
— В последнее время меня подводит память и есть проблемы с головой, — посетовал вчера в суде Роланд Ширмахер.
-— Каких врачей вы посещаете? — поинтересовалась у него судья.
— Был у семейного год назад — получил травму спины на работе, — ответил тот.
— А что насчет психиатров?
-— Не помню, когда в последний раз был.
— Почему, если у вас проблемы?
— Не люблю врачей...
Адвокат Ширмахера — Леония Русиня настаивает: нельзя было выносить приговор по этому делу без справки о состоянии здоровья её подзащитного.
— У него действительно проблемы: его состояние нестабильно, с ним тяжело контактировать, — говорит адвокат.
— Я хотел бы узнать, разве это юридически верно, судить "другим для примера", чтобы им просто неповадно было? — задал риторический вопрос Роланд Ширмахер в своем последнем слове. — Каждого нужно именно судить за его грехи.
Почему он это сделал
— Я просто одолжил у «Статойла» немного горючего, когда у меня были трудности, — так объясняет Ширмахер, из-за чего снова оказался на скамье подсудимых. — Найти работу было трудно, осенью прошлого года устроился работать таксистом, но клиентов не было, со стоянок прогоняли. Только бензин зря жег. Жена ребенка родила. Сам я могу питаться хлебом и водой, а они-то не могут. Вот и взял бензин — заправился и уехал.
По словам самого Роландс Ширмахера, он сам, когда появились деньги, пошел в офис Statoil и заплатил те самые почти 20 латов. Но ему ответили, что такой способ решения конфликтов у них не предусмотрен, так что последовало и криминальное дело, и повестка в суд.
Сейчас, по его словам, работает на стройке сторожем.
— Сам не ворую и другим воровать не даю. — с угрозой в голосе заявил Роланд Шимахер.
А вообще, как он говорит, прошлое мешает ему начать новую жизнь: от работодателей судимости не скроешь (»Да, я и не хочу»), работы нет, жена переживает, а обеспечивать её и 7-месячного младенца надо.
Латвийский суд — самый гуманный...
Первый срок Роланд Ширмахер получил еще в 1976 году — тогда 18-летнего парня осудили сразу по пяти статьям, среди которых разбой, грабеж, хищение госимущества и пр., и приговорили к пяти годам.
После третьего срока Ширмахер решил изменить свою судьбу и, женившись, обзавелся сыном. Именно в это время в Риге и ее окрестностях стали происходить нападения на одиноких женщин. Сначала в Рижском районе на Айю Н., которая приехала на кладбище, напал мужчина с ножом и жестоко исполосовал лезвием.
Вот рассказ Айи Н.:
— Я шла по тропинке мимо кладбища в Рижском районе. Рядом остановилась машина, из нее вышел красивый мужчина. Он вежливо, мягко сказал мне: «Не бойтесь». И вынул нож. Я поняла — это не человек. Сейчас случится что-то ужасное. Но я ничего не могла с собой поделать — его глаза как будто гипнотизировали. Когда он начал бить меня ножом, я даже не почувствовала боли. Я была как в космосе.
Маньяк изрешетил Айю ножом и ушел. Женщина чудом выжила.
Бухгалтер Надежда Х., еще одна жертва Ширмахера, вспоминает:
— Я встретила этого человека на нашем предприятии на лестничной площадке. Когда я проходила мимо, он ударил меня чем-то по затылку. Я обернулась — и получила в лицо удар молотком, завернутым в газету. Нападавший внимательно заглянул мне в глаза и пошел вниз по лестнице...
Вскоре была изрезана ножом еще одна молодая девушка — студентка мединститута.
Летом 1987 года из Межциемсского леса вышел двухлетний мальчик. Взрослые удивились: почему без мамы? И отправились на ее поиски. Вскоре ее нашли — мертвую и окровавленную. Вызванная милиция установила: в районе убийства полчаса торчал чей-то желтый «запорожец». Вскоре был задержан и его водитель — художник-оформитель Роланд Ширмахер. Суд, постановив, что «Ширмахер совершал свои преступления из хулиганских побуждений», посадил его на семь лет.
В это время в тюрьмах началось «духовное возрождение». Политруков сменили капелланы. И одному из них заключенный Ширмахер приглянулся. Обратив маньяка в лоно церкви, святой отец поручился за него. И добился его досрочного освобождения — в 1994 году.
После этого Ширмахер даже некоторое время жил у священника в доме в Кокнесе. Однако вскоре капеллан разочаровался в «овечке». И тихо спровадил его из своего прихода. А через два года (в то время, когда, по идее, Роланд должен был досиживать свой «хулиганский» срок) его снова задержали. На сей раз — за убийство Галины Вигман...
Диана СПИРИДОВСКА
Игорь ИЩУК