Тем временем, Генпрокуратура продолжает проверку заявления Стрике и Вилкса – о 76 нарушениях их начальника.
Премьер читает заключение
Глава правительства сегодня получил заключение комиссии, сообщила пресс-секретарь Валдиса Домбровскиса, Лига Крапане. Однако до тех пор, пока он с ним не ознакомится, никаких комментариев он давать не будет. Документу присвоен статус «секретного».
Неофициально уже известно: никаких сенсационных выводов, которые могли бы привести к отставке главы KNAB, в выводах комиссии нет. Ничего заведомо противозаконного, по мнению членов комиссии, Нормунд Вилнитис не совершил. Так что он может продолжать руководить бюро и претворять в жизнь структурную реформу.
Комиссия работала 3 месяца. Её возглавил обер-прокурор Арвид Калниньш. Кроме него в состав вошли председатель комиссии Сейма по национальной безопасности Гундарс Даудзе, директор Бюро по защите Сатверсме Янис Кажоциньш, председатель комиссии Сейма по вопроса обороны, внутренних дел и предотвращению коррупции Айнарс Латковскис, госсекретарь министерства юстиции Мартиньш Лаздовскис, госсекретарь МВД Илзе Петерсоне и начальник Полиции безопасности Янис Рейникс.
О сути раскола в KNAB
Скандал в KNAB начался весной 2010 года, когда появились сообщения, что в бюро создаются две параллельные структуры. В одной будут работать сотрудники, лояльные к руководителю бюро Нормунду Вилнитису, в другой – люди Юты Стрике.
Появились и такие версии: в ходе реформы Вилнитис намерен освободиться и от одного из своих заместителей, и с большой долей вероятности это будет именно Юта Стрике.
В ответ в октябре 2010 года ведущие работники KNAB направили открытое письмо премьер-министру Валдису Домбровскису, в котором призвали его не утверждать план реорганизации бюро. Податели заявления указали, что под предлогом усиления борьбы с коррупцией в регионах в KNAB планируются крупные изменения, в результате которых успешно функционирующее учреждение превратится лишь в «вывеску».
В письме выражалось также опасение: в результате реформы разрастется административный аппарат бюро, будет лишен права принимать решения нынешний замначальника KNAB, функции борьбы с коррупцией будут разбросаны по разными группам, отделам и департаментам. Вместо 10 отделов после реорганизации в бюро будет 21 отдел, а вместо двух замначальников — один заместитель и три руководителя отделов.
Вывод авторы письма делали такой: истинным планом Вилнитиса является ослабление работы бюро и последующая его фактическая ликвидация.
Письмо подписали замначальники KNAB Алвис Вилкс и Юта Стрике, а также руководителя ряда отделов.
Вилнитис: "Хватит демагогии"
Сам Нормунд Вилнитис категорически отверг эти обвинения в свой адрес. Он напомнил, что план его реформы одобрил Совета национальной безопасности .
На просьбу журналистов рассказать о том, какая атмосфера царит в KNAB, он ответил так:
— В KNAB сейчас две атмосферы: та, которую отдельные должностные лица выносят наружу, и внутренняя — идет работа, большая часть сотрудников выполняют свои прямые обязанности по борьбе с коррупцией. Вы видите, что происходит: попытки внести компромат и.т.д. Я призываю отдельных должностных лиц начать работать, а не заниматься демагогией.
«76 нарушений Вилнитиса» — идет следствие
Однако заключением межведомственной комиссии расследование относительно KNAB не заканчивается.Как подтвердил kriminal.lv пресс-представитель Генпрокуратуры Андрейс Васкс, данное ведомство продолжает расследование заявления 9 сотрудников KNAB о более чем 70 нарушений, допущенных Нормундом Вилнитисом. Пока сроки, в которые может быть принято решение, неизвестны.
На что же жалуются сотрудники бюро: заместители Нормунда Вилнитиса Алвис Вилкс и Юта Стрике, а также руководители отделов. Как утверждают заявители, уже много лет им приходится мириться с противоправными и неэтичными действиями Вилнитиса, его слабыми профессиональными знаниями, авторитарным стилем правления, а также с тем, что начальник распространяет в обществе непроверенную и недоказанную, подчас, вводящую в заблуждение информацию.
Профессиональное мнение сотрудников не принимается во внимание, а сами они "подвергаются психо-эмоциональным методам воздействия".
Высказывают сотрудники бюро и конкретные жалобы. К примеру, в расследовании некоторых уголовных дел начальник был проинформирован, что а следственном отделе катастрофически не хватает людей. Однако он не только не помог решить ситуацию, но даже наоборот: снимал сотрудников и переводил, к примеру, на должности в новые структуры.
Далее, по мнению заявителей, Вилнитис прямым образом нарушал Уголовно-процессуальный закон, позволяя посторонним знакомиться с материалами расследований.
При этом был создан такой порядок, что все уголовные процессы, попадая в бюро, сначала проходят через Вилнитиса и его помощника, и только потом попадают к следователям. Таким образом, к конфиденциальным документам имеют доступ 3 или 4 сотрудника.
К тому же во время расследования некоторых дел, Вилнитис выказал личную заинтересованность к проверяемым лицам. В одном из дел, следователь оказался ему предоставлять вообще какую-либо информацию. В ответ последовала жестка реакция начальника: дисциплинарное наказание.