Айнар Латковскис, председатель Комиссии по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции:
— Ситуация в бюро непростая, я думаю, что конфликт намного сложнее вопроса «кто кому не нравится». Личные причины могут быть только одним из слоев в деле. Думаю, правду мы узнаем весьма скоро, так как сами сотрудники KNAB готовы обратиться с заявлением в SAB и правоохранительные органы.
Решение этого конфликта определяет закон: если действия начальника KNAB ставятся под сомнение, по закону создается специальная комиссия, которой руководит генеральный прокурор. Эта комиссия свой отчет направляет премьер-министру.
В свое время подобный порядок был применен в отношении г-на Лоскутова — в бытность его начальником бюро. Процедура известная. Сейчас нужно только решить вопрос, будет ли она применена. Но я бы не хотел высказывать какие-то преждевременные прогнозы.
Если же говорить о самой региональной реформе, то она совершенно бесполезна. Это трата ресурсов, потому что экономическая активность, это всем известно, концентрируется в Риге и Рижском регионе. Я не сомневаюсь, что случаи коррупции есть во всех самоуправлениях, но и так понятно: если мы в Латвии строим золотой мост, то он будет именно в Риге, а никак не в Валмиере или Резекне.
Наша комиссия обязательно обратится к ситуации в KNAB, однако прежде всего нужно дать возможность премьер-министру, под надзором которого находится KNAB, обсудить этот вопрос с руководством KNAB.
Иван Клементьев, заместитель председателя комиссии , в разговоре с нами отметил, что вопросы коррупции — один из приоритетов депутатов.
— Мы сегодня создали подкомиссию по предотвращению коррупции. Пока в нее вошли все члены комиссии — это 10 человек, но в дальнейшем запланировано, что любой из депутатов будет иметь право записаться в эту подкомиссию и начать там работать.
Безусловно, в нашей повестке дня стоит вопрос о том, что происходит в KNAB. Бюро должно быть символом борьбы с коррупцией в нашем обществе. И если там происходит что-то не то, можно предположить, что с коррупцией никто не борется, а люди заняты чем-то другим... Латвия всегда отличалась высоким уровнем коррупции, и, чтобы показать свое лицо в мире, нам нужно навести порядок прежде всего в этой области.
Полгода назад комиссия уже выслушала мнение Нормунда Вилнитиса о ситуации в бюро. Проблема, как тогда выяснилась, в том, что его подчиненные не выполняют его указаний. Но если человек выдержал конкурс, за него проголосовал Сейм, значит подчиненные должны выполнять его приказы. Если им они не нравятся, то всегда можно уйти или попытаться доказать начальнику свою точку зрения. Но приказы нужно выполнять — за это платят зарплату. Иначе это напоминает саботаж.
Г-н Клементьев обращает внимание на такой момент:
— Сейчас 74 человека подписали письмо против Вилнитиса. Я не думаю, что они все контактируют с нами. Но тогда вопрос: откуда столько подписавшихся? Возможно, они это сделали под влиянием какой-то неизвестной силы — к примеру, под угрозой увольнения. В этом еще предстоит разобраться.
Янис Адамсонс, министр внутренних дел:
— Когда создавался KNAB, я был противником создания этой организации, потому что она находится вне юридического поля. Мы один вид преступности выделили и как будто глорифицируем. KNAB, на мой взгляд, создавался как средство борьбы с политическими противниками, поэтому там все время проблемы с руководством.
Первое, что я бы сделал, будучи премьер-министром, я бы дал указание снять всех заместителей, которые своими действиями нарушили все мыслимые и немыслимые нормативные акты. Но это должен был сделать и сам Вилнитис. А дальше нужно оценить соответствие занимаемой должности самого Вилнитиса, так как он в течение года не может решить элементарный вопрос — наладить контакт со своими подчиненными. Нужно выяснить причины этого: то ли он слабый руководитель, то ли там совсем другие мотивы, о которых общественность пока не знает.
На мой взгляд, это не личный конфликт, это столкновение амбиций по поводу занимаемой должности и конфликт за политическое влияние — как с с одной, так и с другой стороны.
Г-н Адамсонс подчеркнул: он уже поднял вопрос о рассмотрении «дела KNAB» на комиссии, завтра должно решиться, будут ли депутаты рассматривать его уже на следующей неделе.
— Да, этим вопросом занимается премьер, но парламентский контроль никто не отменял, — подчеркивает г-н Адамсонс. — Если же какое-то должностное лицо утверждается в парламенте, значит, в первую очередь, оно подотчетно парламенту. И нет такого должностного лица, которое парламент не мог бы пригласить на заседание комиссии или подкомиссии, чтобы задать вопросы и получить ответы.
Алексей Лоскутов, руководитель подкомиссии по коррупции, экс-начальник KNAB:
— Работа в бюро сейчас в большой степени парализована, потому что существует конфликт между коллективом и руководителями. Я считаю, что это не личностный конфликт, а различные взгляды на KNAB в целом, на его функции, миссию и позицию, которую занимает руководитель бюро.
Предложенный вариант реформы, на мой взгляд, направлен не на улучшение работы бюро, а на то, чтобы избавиться от заместителей и руководителей отделов.
Что касается выхода из конфликта, то это вопрос сложный. Частично ответы мы, возможно, получим после встречи премьера с руководителем бюро. Однако Комиссия по обороне и внутренним делам не останется в стороне и будет держать руку на пульсе.
Вилнитис: «Без комментариев до разговора с премьером»
Начальник KNAB Нормунд Вилнитис сообщил kriminal.lv, что пока он не может давать никаких развернутых комментариев:
— Летом начала работу комиссия при Совете национальной безопасности, которая должна рассмотреть со всех сторон грядущую реформу в KNAB и доложить о результатах своей работы премьер-министру. До этого все договорились не давать никаких комментарий прессе. Поэтому лично меня удивляют высказывания некоторых должностных лиц по поводу документов ограниченного доступа. .
Что касается реформы, то, мнению г-на Вилинтиса, она необходима, так как «фонды ЕС в регионах — практически единственная возможность получить ресурсы и ради возможности победить на на конкурсах за публичные закупки предприниматели готовы в том числе и на коррупционные действия, так что важно проводить противокоррупционную работу именно в регионах».
При этом глава KNAB неоднократно подчеркивал: он не собирается уходить добровольно в отставку, так как для этого, по его мнению, нет причин. Недовольных работников бюро он призвал искать работу в другом месте, а не пытаться "уйти" его с должности.
Письмо замов: реформа ослабит центр
Открытое послание премьер-министру Валдису Домбровскису подписали два замначальника KNAB — Юта Стрике и Алвис Вилкс. По словам г-на Вилкса, он и его сторонники против реформы. Во-первых, создание новых подразделений бюро не вписывается в нынешний закон о KNAB. Во-вторых, после реформы силы подразделения окажутся распылены.
— По моему мнению, главные коррупционные риски находятся в Риге как в финансовом и административном центре. И если мы перекинем ресурсы на регионы, то автоматически ослабим борьбу с коррупцией в столице, — комментирует ситуацию А.Вилкс.
Заместители заявляют: они готовы оставить работу в бюро, особенно после того как, по их словам, KNAB покинуло уже довольно много хороших сотрудников.
Также в письме, которое подписали 74 из 142 сотрудников, указано: уже неважно, какая модель KNAB будет поддержана. "Даже если останется ныне существующая — следует говорить о главном. А главное — это профессионалы, работающие в антикоррупционном ведомстве, которые сегодня не только не оценены по достоинству, а, наоборот, испытывают на себе репрессии".