Далее, следуя процедурам, предусмотренным законом, 25 ноября БПБК просило Сейм отстранить председателя ЦИК от должности.
Единственный поставщик получил 4,5 млн евро
Госконтроль уже несколько лет предупреждал, что ЦИК зависит от поставщика "SOAAR", который длительное время обеспечивает услуги и диктует цены. Сотрудничество с фирмой, управляемой Ренарсом Каджулисом, началось еще во время предыдущего руководителя ЦИК - Арниса Цимдарса, - указывает Nekā personīga.
ЦИК является первым и единственным местом работы Кристине Берзини. После четырех лет на должности пресс-секретаря ЦИК, и после смерти Арниса Цимдарса, она стала руководителем ЦИК.
Отношения ЦИК с SOAAR складывались в течение долгих лет: за 11 лет предприятие получило 19 заказов от ЦИК в целом на 4,5 млн евро.
Несмотря на то, что Бюро по надзору за закупками красными флагами маркировало заказы, полученные "SOAAR", потому что у него не было конкурентов, заключать договоры с этой компанией не запрещалось. Не жалуются и другие компании.
Вот, к примеру, как проходился закупка системы для выборов. Несмотря на то, что предложение о перенятии системы для выборов в собственность государства исходило из Сейма, закупку ЦИК должен был организовать он сам, с имеющимися у него ресурсами. При этом в учреждении на 12 человек сотрудников был только один системный администратор.
Чтобы написать спецификацию для сложной закупки, был приглашен эксперт со стороны и то, только с третьего подхода, поскольку многие специалисты не квалифицировались из-за возражений спецслужб.
Однако в конкурсе на закупку избирательных систем заявилась только одна фирма - тот же "SOAAR".
Кристине Берзиня, бывший председатель ЦИК, рассказывает:
- Это был 2020 год, начало лета, когда мы объявляли этот конкурс, еще и отправили заявление в LIKTA (Information & Communications Technology Association) чтобы, возможно, они смогли распространить информацию среди своих членов, а также выложили информацию в социальные сети, что у нас есть такая закупка. Но заявился только один претендент - "SOAAR". Тогда и обрушились наши иллюзии, что в этой е-среде существует конкуренция.
У сотрудников ЦИК не было необходимой квалификации в сфере IT. Для приобретения модулей системы на выборах в местные самоуправления 2021 года было рассчитано слишком маленькое финансирование. Расходы оказались вдвое больше – как за приобретение системы, так и за работу непосредственно во время выборов (поддержку пользователей).
В год проведения выборов Кристина Берзиня попросила денег на создание отдела. На четыре штатных места было запланировано финансирование в размере 241 557 евро. Однако министр финансов не ответил на письмо, и бюджетная комиссия Сейма не рассматривала этот запрос.
Как росли суммы заказов
К 2023 году ЦИК постепенно нужно было купить пять системных модулей – до сих пор приобретены три: базовый, для муниципальных выборов и выборов в Сейм. За них заплатили почти на миллион больше, чем планировалось – не 1,27 млн, а 2,1 млн евро.
Берзиня признает, что, поскольку выборы должны проходить в определенное время, не было других альтернатив, как работать с "SOAAR".
Соответственно, в последние годы выросли оборот и прибыль "SOAAR". Годовой отчет за 2020 год показывает наивысшую прибыль всех времен – более 650 000 евро.
Ренар Каджулис, член правления "SOAAR", в этой связи поясняет:
«То, что мы разработали, развивалось на протяжении 10 лет. Государство приняло решение приобрести это в свою собственность. И эта прибыль должна быть поделена на предыдущие 10 или даже "надцать" лет».
В свою очередь Госконтроль в последней ревизии указал на недостатки в договорах ЦИК с "SOAAR" при организации выборов самоуправлений. В связи с пандемией Covid-19 CVK купил для работников "SOAAR" новые компьютеры, чтобы они могли работать из дома. Аудиторы посчитали, что это необоснованно удорожило услугу на 40 000 евро. Правильнее было бы компьютеры взять в аренду.
По данным Nekā personīga, именно на эту сумму борцы с коррупцией выдвигают претензии в связи с организацией выборов самоуправлений в 2021 году.
Общий итог пока таков: следующие выборы в Европейский Парламент должны проходить через полтора года. Разработка модуля управления выборами для них ещё не начата.
Антон Городницкий, "Сегодня"