На этой неделе в Ригу прибыл 32-й новый самолет, заказанный airBaltic. Парк латвийской авиакомпании составляет почти пятую часть всех самолетов Airbus A220 в мире. Однако airBaltic хочет иметь еще 48 таких самолетов.
Руководство авиакомпании заявляет, что с увеличением флота сможет увеличит оборот до миллиарда евро в год. В свою очередь государство сможет продать акции airBaltic на бирже и таким образом окупить 340 миллионов евро, вложенных в компанию во время кризиса Covid-19. При этом руководство компании пользуется полной поддержкой акционера - Министерства сообщения.
Однако реальность отличается от ситуации "на бумаге". По крайней мере три новых самолета не перевозили пассажиров в течение нескольких месяцев. Исполнительный директор airBaltic Мартин Гаусс объясняет это техническим обслуживанием, но даже среди сотрудников airBaltic это вызвало слухи о том, что некоторые из новых Airbus не будут летать.
Первый новый самолет airBaltic получил пять лет назад. Это была совершенно новая модель, на которой не летала ни одна авиакомпания. Риск оправдался, самолет оказался экологичнее и экономичнее других и привлек внимание всего мира к латвийской национальной авиакомпании.
Первоначальный заказ на 20 самолетов увеличился до 30, затем до 50, а теперь компания хочет увеличить его до 80.
Официальная цена каждого самолета составляет 80 миллионов евро, но реальная цена ниже - в зависимости от количества заказанных самолетов. Чтобы позволить себе это, приобретенные airBaltic самолеты Airbus продают компаниям авиализинга, у которых они потом берут их в аренду. Такая схема обеспечивает прибыль в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе - более высокие обязательства.
За уже поставленные самолеты в ближайшие годы придется заплатить полмиллиарда евро. В 2019 году airBaltic выпустила облигации на сумму 200 миллионов евро для финансирования сделки. Но вскоре - спустя несколько месяцев, воздушное сообщение было остановлено из-за пандемии.
Nekā personīga теперь стало больше известно о состоянии национальной авиакомпании в то время. До банкротства оставалось несколько месяцев, так как у компании было 180 миллионов на счету. Одна треть этой суммы причиталась пассажирам, если они решат аннулировать свои билеты и потребовать возмещения.
Условия выпуска облигаций были такими, что авиакомпания не могла брать взаймы, сумма денег на ее счетах не могли опускаться ниже 25 миллионов. Задолженность перед лизинговыми компаниями не могла превышать 25 миллионов евро.
Промежуточный финиш был таким: компания попросила у государства денег - сначала 150, затем 250 миллионов евро.
Первоначально airBaltic не представляла правительству план использования средств, поэтому вопрос откладывался несколько раз. В итоге создали стратегию: не отказываться от покупки новых самолетов и отказаться от использования старых.
В то время флот airBaltic состоял из трех моделей самолетов. Старый Boeing давно собирались списать, а маленький турбовинтовой Bombardier, как планировалось, должен был летать еще несколько лет, потому что аренду надо платить до 2022 и 2023 годов.
Эти самолеты сейчас припаркованы в аэропорту "Рига" и ждут новых владельцев или окончания контракта, когда их нужно будет вернуть владельцу - Nordic Aviation Capital. При этом 103 миллиона евро зарезервированы для лизинговых платежей, обслуживания и других расходов, связанных с самолетом Bombardier.
Использование предоставленной помощи не может быть проверено, поскольку это коммерческая тайна. Следовательно, необходимо полагаться на Министерство сообщения, которое, по мнению аудиторов Государственного контроля, недостаточно контролировало airBaltic. С увеличением авиапарка airBaltic планирует открыть базу за пределами Латвии, что еще больше ослабит надзор за компанией.
По словам Гаусса, полеты на маленьком Bombardier настолько невыгодны, что этим самолетом лучше не пользоваться, даже если придется и дальше платить. К тому же покупать его никто не хочет.
Эти предполагаемые выплаты в размере 100 миллионов включены в прошлогодние убытки airBaltic и составляют 38% из них. Авиакомпания утверждает, что этого требуют международные стандарты бухгалтерского учета. Однако выгода будет заключаться в том, что будущие годовые отчеты не должны будут включать убытки, связанные с припаркованными самолетами, прибыль на бумаге будет выше или по крайней мере убытки будут ниже, чем в действительности.
В 2024 году airBaltic должна будет выплатить 200 миллионов евро, полученные от выпуска облигаций. Скорее всего, сразу же придется выпустить новые облигации или занять деньги другим способом.
Контракт на самолет Bombardier был подписан в то время, когда airBaltic принадлежала скандинавской авиакомпании SAS и возглавлялась Бертольтом Фликом. Сам он публично признал, что покупка этих самолетов была самой большой ошибкой в истории airBaltic, и обвинил в этом SAS, которая была одним из подрядчиков.