Тендеры и долги
По версии программы Nekā personīga (TV3), Рижская дума подписала договор на 15 миллионов евро с компанией, которая задолжала госбюджету более 700 тысяч евро. Речь о строительном предприятии Ceļu pārvalde, причем имя председателя правления этой фирмы, Адыгезала Мамедова, уже фигурировало в нескольких скандальных сделках.
Некогда Ceļu pārvalde было структурой Рижской думы, но 9 лет назад эту фирму купила компания Адыгезала Мамедова Rīgas Sanitārā transporta autobaze (RSTA).
В настоящее время Ceļu pārvalde участвует в нескольких строительных проектах в столице, ей также были переданы работы по содержанию улиц Риги на левом берегу Даугавы. Один из договоров, который Рижская дума с этой фирмой заключила - это реконструкция улицы Твайка с новыми подъездными путями к мосту, пешеходными и велосипедными дорожками, остановками общественного транспорта.
Тендер на этот крупный заказ стоимостью 15 миллионов евро был объявлен на прошлое Рождество, решение, признавшее Ceļu pārvalde победителем, было принято 14 июля, а сам договор был заключен 14 октября.
Между тем, летом - за несколько дней до того, как компания была признана победителем, база данных Службы госдоходов уже показала, что у компании перед государством имеется налоговый долг, значительно превышающий предусмотренные законом 150 евро. Причем — быстро растущий. Если на 6 июля это было 359 822 евро, то на 1 ноября он достиг уже 747 582 евро.
Однако и.о. директора департамента сообщения РД Янис Вайводс в связи с этим пояснил: долгов по налогам на 14 июля не было. А на момент подписания договора? «Да, может быть, - отвечает Вайводс. - Но мы не обязаны проверять в этот момент. Мы не можем не подписать договор в ситуации, когда компания объявляется победителем».
Интересно, что мэр Риги Мариньш Стакис и глава комитета по дорожному движению в городской думе узнали о налоговых долгах Ceļu pārvalde от журналистов. «Я обязательно попрошу информацию, и мы посмотрим, что делать в этом вопросе», - сказал Стакис.
Что отмечается в этой связи: у компании Мамедова Ceļu pārvalde есть и другие контракты с Рижской думой. И второе: другая компания Мамедова — Rīgas Sanitārā transporta autobāze — уже попадала в скандальную историю, когда Госконтроль выявил, что государство переплатило огромные суммы, когда арендовало у этой фирмы машины скорой помощи.
Дело об очень дорогой аренде авто
В суде Видземского предместья Риги продолжается рассмотрение процесса о возможных должностных преступлениях бывшего начальника Службы неотложной медицинской помощи (NMPD) Арманда Плориньша. Его судят за очень дорогую аренду автомашин. Убытки обвинение оценивает в €1,2 млн.
Под его руководством был заключен договор об обеспечении машинами «скорой помощи» в Рижском регионе, который был крайне благоприятен для конкретной частной фирмы. За подержанные машины государство платило как за новые, а за некоторые услуги - дважды. После вмешательства Госконтроля, дело закончилось снятием с должности, следствием и судом.
В разгар скандала в прессе обсуждался и такой нюанс: на дне рождения бизнесмена Адигёзала Мамедова, с которым заключался договор, будущий подсудимый сказал, что был бы намного богаче, если бы встретил этого предпринимателя раньше. Что он имел в виду?
Тогдашний министр здравоохранения Гунтис Белевич попросил KNAB это проверить. Но, понятно, проверка ничего не дала, слова - это только слова.
Под руководством Плориньша скорая помощь арендовала для Рижского региона машины у предприятия Rīgas sanitārā transporta autobāze (RSTA) с 2010 по 2015 год.
Осенью 2014 года правительство разрешило СНМП заключить очередной такой договор еще на 7 лет. Общая сумма контракта составляла 52,5 миллиона евро, однако итоговая сумма, упомянутая на собрании государственных секретарей, доросла до 59,9 миллионов евро. После этого Госконтроль послал тогдашнему премьер-министру Латвии Лаймдоте Страуюме письмо, в котором сообщал о результатах ревизии и предупреждал о серьезных рисках, связанных с повторным заключением контракта между СНМП и RSTA.
Как выяснили ревизоры, договор оказался весьма интересный. За те 5 лет автобаза, что предоставляла в аренду машины "скорой", активно добивалась крайне выгодных для себя поблажек и дополнений.
Например, поставщик так и не обновил автопарк, хотя был обязан это сделать, и даже перестал мыть машины и помогать в переноске больных. Последнее в качестве условия было включено в основной договор, но частная фирма добилась того, что эти услуги были вынесены в отдельный контракт, по которому государство заплатило "лишние" 483 074 евро. Так для бюджета общий контракт подорожал на 12 млн евро! Зато рентабельность самой базы в разные периоды времени иногда доходила до просто ошеломляющих показателей - 44%.
Но это еще отнюдь не все. Ревизоры также установили: RSTA удачно перекладывала на заказчика свои обязанности или заставляла его платить дважды за уже оплаченное.
Так, например, изначально в договоре было сказано, что автомобильная база постепенно будет обновляться. В итоге возраст автомобилей не должен был превышать 7 лет. Однако ревизия Госконтроля показала, на 30 июня 2014 года 50% машин скорой помощи были старше. То есть, на обновлении сэкономили.
На этот случай в договоре была подстраховка: за вовремя не обновлённый автопарк предприятие должно было сделать скидку в 20% по тарифу отработанных часов, но этого не было сделано. По подсчетам ревизоров, не сократив тариф, служба в период с 1 января 2012 года по 30 июня 2014 года переплатила за услугу по меньшей мере 784 988 евро.
И так далее, и тому подобные же непонятные уступки. Всего таким образом, за пять лет вместо 30,7 млн евро по изначальному договору, расходы государства составили 42 млн евро. И эти деньги были запрошены из бюджетных средств на непредвиденные случаи.
Через год - в сентябре 2015 года - сотрудники антикорупционного бюро (KNAB) наведались в СНМП с обысками. Пока под судом оказался только один Плориньш.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"