Горячая пятерка полиции
— Еще весной руководство полиции, в том числе и вы, прогнозировали рост преступности (в качестве причин фигурировали: соц. факторы, безработица, сокращение полицейских и т.д.), однако на недавней пресс-конференции руководство Госполиции заявило: преступность в Латвии не выросла и даже упала. За счет чего это произошло?
— Я бы сказал, что преступность сохранилась на уровне прошлого года, одна из причин — достаточно успешная работа полиции. Несмотря на трудности, мы контролируем ситуацию.
Но улучшение статистики мы все же наблюдаем. Оно происходит, так сказать, в «средней категории» преступлений. Одно из объяснений тут такое: люди меньше появляются в местах тусовок. Экономическая ситуация такова, что у людей на уме только «работа, дом и в магазин забежать». Ну и численность населения уменьшается.
Однако есть и пугающие тенденции: прирост тяжких и особо тяжких преступлений. Идет также значительный прирост мелких краж из магазинов — видимо, это следствие нынешней экономической ситуации. Увеличилось количество преступлений, связанных с огнестрельным оружием. В общем, работы на ближайшие годы нам хватит сполна.
Однако есть сфера, где мы добились серьезных успехов, — это цифры по погибшим на дорогах. Мы подписали международную программу, что до 2013 года сократим смертность на дорогах вполовину. И, если ничего кардинально не изменится, мы свои обязательства выполним.
— Каковы, по-вашему, самые серьезные преступления за 2009 год? Как выглядела бы «горячая пятерка» преступлений Латвии?
— Хочу отметить, что с точки зрения полиции все равно, украли у потерпевшего 400 000 или 200 латов — полиция будет заниматься этими преступлениями в любом случае, — ответил на это г-н Воинс. И привел наиболее запомнившиеся ему за год дела. (У г-на Воинса получился скорее топ полицейских удач года. Но это и понятно).
— Во-первых, мы в этом году приняли участие в крупной международной операции по перехвату груза наркотиков, направлявшегося на судне из Эквадора в Европу. В результате совместной операции, в которой участвовали полицейские Европы и США, был перехвачен груз наркотиков, общая стоимость которых оценивается в 670 миллионов латов. В наркотранзите участвовали и жители Латвии. В операции по захвату были задействованы очень серьезные силы. В итоге она завершилась успехом, а в благодарность за участие в ней Криминальная полиция получила несколько комплектов раций для работы в подобных операциях.
И еще несколько дел, которые запомнились г-ну Воинсу в уходящем году:
* раскрытие заказных убийств Лусиса, Айшпурса и Передельского;
* задержание группы, совершившей 9 вооруженных грабежей в разных регионах Латвии, — это задержание закончилось гибелью одного из преступников, который оказал вооруженное сопротивление полицейским;
* нейтрализация крупных производств марихуаны;
* несколько «оружейных дел».
— Летом и совсем недавно были задержаны две серьезные группы торговцев оружием, — говорит г-н Воинс. — Одна из них занималась в основном пистолетами. А вот у второй были даже два пулемета.
И еще: резонансные заказные убийства в Юрмале и Саласпилсе.
— Будем надеяться, нам удастся довести расследование этих дел до логического конца.
Полиция ждет народных протестов
— Каковы тенденции на следующий год? Что вы ожидаете? Чего следует опасаться жителям нашей страны?
— Стоит учитывать, что экономическая ситуация в ближайшее время не улучшится. В связи с этим мы ожидаем социальных протестов населения. Какой масштаб они примут — пока трудно сказать. Но полиция готовится к народным выступлениям.
По словам г-на Воинса, на 13 января 2010 года уже подано две заявки на акции протеста — от Партии действия и Ассоциации латвийских строителей. От этих организаций, как говорит г-н Воинс, трудно ждать насильственных действий. Но ведь к ним могут присоединиться и более агрессивные силы.
Что касается более приземленной уголовной сферы, то г-н Воинс предсказывает рост имущественных преступлений: это и пресловутая уличная преступность (рывковые кражи, грабежи), и квартирные кражи. Под боем, понятно, отдаленно стоящие хутора.
— Мы прогнозируем и увеличение мошенничеств разного рода, использование личных данных, чужих банковских карт, банковских счетов. Это будет касаться и банковской сферы, и бытовой.
Что еще? В некоторых регионах появились «социальные работники», которые обманывают пенсионеров — либо выманивают у них деньги, либо просто крадут. Об этом мы уже неоднократно предупреждали людей.
Еще одна тенденция: больше стало секс-преступлений (принуждение к проституции, сутенерство). Мы провели несколько крупных операций по задержанию сутенеров в этом году. Но работорговля, отправка наших граждан за рубеж — это сохранится и в следующем году.
И о наркотиках. Латвийских жителей все чаще используют в качестве курьеров.
На следующий год наши приоритеты будут такими: борьба с оргпреступностью, распространением наркотиков, преступностью несовершеннолетних. Что радует, количество несовершеннолетних нарушителей закона за 2009 год сократилось.
Газовики — на учет?
— В последнее время происходит все больше скандалов и ЧП с травматическим и газовым оружием. Как вы считаете, не следует ли ужесточить контроль в этой сфере?
— Травматическое и газовое оружие у нас продается легко, без требования документов. В этом вопросе мы связаны с общей законодательной базой ЕС. В общем и целом у нас достаточно жесткие требования по сравнению с другими странами Евросоюза.
Однако в последнее время происшествия с газовым и травматическим оружием действительно фиксируются все чаще. Есть определенные марки газового оружия, которые легко переделываются для стрельбы боевыми патронами. они и выглядят одинаково и при разбойных нападениях жертве трудно различить. Наше предложение такое: при покупке газовика, пусть клиент предъявляет документы, плюс нужна база данных. Мы работаем над законодательством в этой сфере.
О чести мундира
— Несколько скандалов с «оборотнями в погонах» в последнее время тоже имели большой резонанс. С чем связано обострение этой темы?
— Это многогранная проблема. Связано это, во-первых, с плановой работой самой полиции. Мы проводим работу по очистке рядов. Привлекаем для этого не только Бюро по внутренним расследованиям, но и смежные службы: Полицию безопасности и KNAB. Это дает свои результаты.
А теперь — комментарии г-на Воинса к конкретным примерам:
»Дело о полицейской аварии». «Двое полицейских из Айзкраукле устроили аварию в городе. В ДТП пострадала 80-летняя старушка. После аварии полицейские решили сбежать, даже не сообщив о ней. Однако их коллеги заметили вмятины на служебной машине аварийщиков. После выяснения всех этих обстоятельств был начат уголовный процесс, а виновники — задержаны. Как выяснилось, в момент аварии стражи порядка были пьяными. Сейчас их делом занимается Бюро внутренней безопасности полиции».
— То, что работник в нетрезвом состоянии находится на службе и может воспользоваться служебным транспортным средством — это больше относится к организации труда, — комментирует этот пример г-н Воинс. — Внутреннее расследование покажет роль непосредственных руководителей этого работника и какую ответственность они должны понести. Но уезд с места ДТП — это, конечно, показывает степень моральных качеств именно этого работника. Они отстранены от работы, просидели у нас тут в изоляторе временного содержания. Их нахождение в полиции — дело, видимо, временное.
«Дело об обыскном присвоении» . «Полицейский присвоил почти 5000 латов после обыска. Выемка денег проводилась в рамках некоего уголовного процесса, который находился в делопроизводстве Центрального участка полиции Рижского региона. Изъятые деньги подозреваемый блюститель порядка просто потратил».
— Если полицейский не сдал в установленном порядке изъятое, то и в этом случае мы можем говорить об ответственности его начальства. Контроль за исполнением правил сдачи денег, которые изымаются, лежит на непосредственных руководителях. Ну и, конечно, возникает вопрос: почему руководство не знает, что его подчиненные всерьез играют. На такие вещи начальник должен реагировать своевременно.
«Дело о вымогательстве у наркодиллера». «Трое полицейских вымогали 10 000 латов за изменение меры пресечения наркодилеру. Один из них работал в участке на Тейке, двое — в Кенгарагском участке» .
— Процесс по этому делу идет. Суд покажет степень виновности каждого из задержанных. Они сейчас отстранены от занимаемых должностей.
Однако системные задержания и проверки в Госполиции продолжаются:
— Бюро по внутренним расследованиям проводит плановые проверки и выявляет людей, которые не могут у нас работать, — говорит г-н Воинс. — Все проштрафившиеся ответят в установленном законом порядке. Чаще всего под критику попадают сотрудники дорожной полиции. Для их проверки было проведено несколько следственных экспериментов, которые выявили взяточников. Однако в общем количество полицейских-нарушителей по сравнению с прошлым годом уменьшилось.
Про зарплаты и уходы полицейских
— Продолжаются ли сейчас уходы из Госполиции? Сколько людей сейчас не хватает?
— Официально некомплекта в полиции нет, так как решением министра внутренних дел с 15 декабря приостановлена комплектация вакантных мест. Освободившийся фонд заработной платы решено направить на стимулирование отличившихся сотрудников, к примеру, в Криминальной полиции. В итоге штат, конечно, сократился — на 1500 единиц.
Наши трудности понятны: недостаток людей. Ибо зарплата в полиции стала такая, что за нее мало кому интересно работать. Это при том, что работа все-таки нервная и рискованная. Но все же люди приходят. Нельзя сказать, что все замерло.
— Читатель kriminal.lv задает вопрос, а сколько получаете лично вы?
— Я получаю 1300 латов после уплаты налогов.
Деликатный вопрос: полиция и частная охрана
Как выяснилось, г-н Воинс по-прежнему против всяческих «частных полиций». Ликвидацию Apsardze он считает правильным решением.
— Apsardze была больным вопросом в течение последних 10 лет — это явный пережиток советской системы. В свое время полк вневедомственной охраны перерос в объединение Apsardze, которое занималось коммерческой деятельностью, находилось на самофинансировании, но при этом использовало полицейскую форму и атрибутику. И бизнесмены, и зарубежные комиссии регулярно указывали нам, что эта коммерция не является сферой деятельности государства. Опять же: так мы искажаем рынок охранных услуг.
В последние годы рентабельность деятельности этой структуры упала. Сейчас ее ликвидация близится к своему логическому завершению. А охранные услуги будут предоставлять те, кто должен это делать — коммерсанты.
Мы попросили г-на Воинса прокомментировать проект Ассоциации охранного бизнеса, которая предлагает финансировать полицейские экипажи, обслуживающие пультовую охрану: «Деньги дают наши клиенты, а стреляют — в полицейских». Г-н Воинс комментирует эту инициативу так:
— Этот проект мы обсуждаем. Первый вопрос, конечно, финансовый. Содержать даже один экипаж — это дорого. Так что в конкретном населенном пункте должно быть достаточно много объектов, охраняемых определенным коммерсантом, чтобы ему было выгодно содержать экипаж. Но есть и законодательные преграды — мы не можем принимать деньги от коммерческих структур. Так что пока охранным фирмам придется самим разбираться со своими клиентами.
Но мы надеемся развивать сотрудничество с охранниками. Ведь у них есть люди, которые могут нас информировать о том, что происходит в районе их наблюдения. Мы, в свою очередь, стараемся помогать охранным фирмам. К примеру, предупреждать, если намечаются какие-то эксцессы или беспорядки. Тогда они могут предупредить своих клиентов, чтобы те успели хотя бы жалюзи на витрины магазинов опустить.
...И немного праздника
Напоследок Валдис Воинс пожелал чиателям kriminal.lv в новом году успехов, стойкости, позитивного отношения к жизни. И поменьше проблем с полицией.
Игорь ИЩУК
Ольга ХАМЕНОК