Семья уехала из Латвии в Норвегию 10 лет назад — Андрис, его жена Сигита и 11-летний Хелвийс, приемный сын Андриса. В Норвегии у пары родилась дочка — Беатрис Сири, но в июле 2010 года трагическая авария разрушила семью Балтрункисов.
За рулем во время аварии находилась жена Андриса. Ее сердце перестало биться уже в больнице. Сейчас Андрис не скрывает, что тогда горе преобладало над всеми ценностями жизни. Он винил себя в смерти жены и не мог себе простить, что не сел в ту ночь за руль.
Андрис признается, что после аварии он больше думал о себе, а не о детях. Он постоянно работал, брал сверхурочные, только чтобы забыться. Домой приходил, когда дети уже спали. Из Латвии приехала мать покойной Сигиты, помогали и родные Андриса.
И однажды вернувшийся домой Андрис не нашел там детей — их забрали из школы и детского сада и отвезли за 100 километров от дома. Местные органы защиты активизировались из-за поведения Хелвийса в школе — мальчик ругался и сказал, что отец его бьет. Несмотря на то, что эксперт не подтвердил факт насилия в семье, Андрису пришлось провести в тюрьме четыре месяца.
Детей — 2,5-летнюю Беатрис и 11-летнего Хелвийса — отправили в приемную семью.
Мать Андриса Ингрида Калниня говорит: «Детей могут отнять просто так, от этого никто не защищен. Причины покрываются ложью, которую оспорить совершенно невозможно. Приемные родители заинтересованы [в государственных пособиях], это большие суммы. Если детей двое, то можно построить или перестроить дом».
Хелвийс и Беатрис сейчас живут в разных приемных семьях. Уже несколько лет тянутся два судебных процесса — настоящий отец Хелвийса Хелмут борется за то, чтобы мальчика вернули на родину, а Андрис борется за свою дочь Беатрис Сири.
Адвокат Пер Херман Тори-Аамот объясняет, что Латвия уже предоставила доклады, необходимые для дела Хелмута, но оба дела будет рассматривать норвежский суд. Из-за этого латвийские власти практически больше ничего сделать не могут, но им нужно сильнее надавить на Норвегию, чтобы вернуть детей родителям и помочь своим гражданам.
Суд региона Лофотен 6 января должен был рассмотреть дело, которое бы позволило отцу 14-летнего Хелвийса увезти своего ребенка в Латвию, но заседание перенесли на неопределенный срок. Несмотря на то, что оба ребенка — граждане Латвии, маленькая Беатрис уже ни слова не понимает по-латышски, а Хелвийс называет себя настоящим норвежцем.
Источник - LSM.lv