Накануне решения об аресте экс-омоновцев в Литве переквалифицировали статью, которая экс-омоновцам вменялась за нападение. Теперь они не подпадают под 20-летний срок давности.
Латвия выдала гражданина легко
По делу о нападении на таможенников на КПП в Медининкае осужден пока только один человек — бывший омоновец Константин Михайлов (Никулин), гражданин Латвии. В мае 2011 года он был приговорен к пожизненному заключению.
Михайлова задержали в Риге в 2007 году и выдали в Литву, хотя он находился под программой защиты свидетелей по "делу авторитета Кононова".
В 2000-х Никулин дал показания по делу об оружии, из которого был убит начальник СГД Лудзы Лисцов. Никулин в «деле Лисцова» фигурировал как свидетель, давший показания следствию. Согласно материалам дела, он вместе с другим лицом участвовал как посредник в приобретении оружия, из которого позже был застрелен Лисцов (в деле, напомним, фигурировал как покупатель оружия и известный латгальский авторитет Райтис Кононов, он же Конь).
В рамках программы по защите свидетелей он получил новый паспорт на фамилию Михайлов. Однако когда в январе 2008 года литовцы запросили Никулина, его латвийские органы отдали. Ибо прокуратура представила свои аргументы, согласно которым «процессуальная защита снимается, если защищаемое лицо совершило преступление». И хотя тут явная временная несостыковка (статус Никулину присвоили спустя десяток лет после ЧП в Медининкае), суд к логике прокуратуры прислушался.
Как пояснил вчера Телеграфу известный латвийский адвокат Оскар Роде, он от имени своего клиента Михайлова собирается подать апелляционную жалобу на пожизненный приговор в Литве. Сделать это ему предстоит до 15 августа.
Однако литовские следователи подозревает в нападении на КПП Медининкай еще нескольких человек. Троих экс-омоновцев Литва заочно уже арестовала в минувший вторник.
Срок давности не истек
Литовские прокуроры настаивают: теперь, когда статья «по делу Медининкая» изменена на «запрещенное международным правом обращение с людьми», бывших омоновцев можно судить. Хотя бы заочно, ибо срок давности на такие преступления не распространяется.
Как сообщалось ранее, все они являются гражданами России и находятся на российской территории. Согласно законодательству РФ, они не могут быть экстрадированы.
Экс-омоновцы живут своей жизнью. Так, экс-командир Рижского ОМОНа уже не раз упоминался в СМИ Петербурга как весьма экстремистски настроенный российский патриот. Другой экс-омоновец — Александр Рыжов — был приговорен российским судом к 15 годам колонии за создание преступной группировки.
Как это было: лето 1991-го
В июле 1991 года группа мужчин, вооруженных автоматами, якобы напала на сотрудников КПП Медининкай. Были убиты семь человек, в живых остался только один таможенник, получивший тяжелые ранения. Весной и летом 1991-го в Литве было совершено несколько нападений отрядов советского ОМОНа на КПП. Литва на тот момент уже объявила о независимости, но еще не была признана международным сообществом.
Первоначально дело расследовалось по статье «Убийство», но она, в соответствии с литовским законодательством, обладает 20-летним сроком давности. В июле 2011 года обвинению удалось добиться переквалификации дела по статье «Обращение с людьми, запрещенное международным правом», которая не предусматривает срока давности.
Подозреваемые — четверо рижских экс-омоновцев: Александр Рыжов, Андрей Лактионов, Константин Никулин и Чеслав Млынник. Сроки по этому делу грозят серьезные: от 20 лет до пожизненного.