В центр попадают сироты и изъятые из семей дети, у которых констатировали различные физические и умственные нарушения.
В распоряжение журналистов попал список лекарств, которые осенью прошлого года давали каждому ребенку — в общей сложности 29 воспитанникам.
Никита Безбородов, врач Центра психиатрии Детской больницы, в Капселю не работал, диагнозов детей не знает. Комментируя список, он признал: одни препараты устарели, другие вызывают привыкание и неприятные побочные эффекты.
В списке — фенобарбитал, транквилизаторы диазепам и клоназепам, а также препараты рисперидон и другие.
«Ни один транквилизатор не стоило бы использовать дольше четырех недель», — указал врач.
Однако список свидетельствует: маленькие дети пили диаземап три месяца ежедневно.
Клоназепам и диазепам были в картах многих детей. Специалист допустил, что в некоторых чрезвычайных ситуациях их длительное применение, возможно, могло быть оправдано, однако стоило найти не вызывающие такое привыкание медикаменты, а также разобраться в причинах тревожности детей.
Какими бы ни были препараты, главное, чтобы специалист регулярно следил, как меняется состояние детей. В детдоме Капселю главной в этой сфере была педиатр Дагния Озолиня, чья подпись стоит под рецептами на все лекарства.
Она журналистам рассказала, что дети в центре очень больны — главным образом это неврологические или генетические нарушения.
Сама Озолиня диагнозы не ставила: это делали или в роддоме, или в стационаре, где ребенок лечился до этого.
Медикаментозную терапию определял специалист, который регулярно работал с детьми, добавила Озолиня.
Однако психиатр Инара Смилга была удивлена, когда журналисты к ней обратились. «Почему вы мне звоните, я там вообще не числюсь, только пришла пару раз проконсультировать», — указала она.
Врач добавила, что диагнозы не ставила. «Меня попросили просто в конце года проконсультировать, я пришла... К ним никто там годами не ходил», — добавила Смилга.
Ее вызывали время от времени — после того, как СМИ обратили внимание на детдом. Последний раз — в декабре. Смилга уверена, что центру необходим психиатр, «поскольку психиатр оценивает, хватит психолога, или к неврологу отправить, или действительно нужны лекарства», — заявила она.
Невролог Вера Старинец, второй главный специалист, по словам Озолини, регулярно работающий и консультирующий детей на Капселю, также не очень часто там появляется.
Главное место работы Старинец — филиал центра Иманта, и на Капселю она только заходит.
«Я один день консультирую в три месяца», -- пояснила врач.
На вопрос о конкретном лекарстве — фенобарбитале — она ответила: не выписывала, вероятно, это сделал психиатр.
Конкретные медикаменты давали с сентября по ноябрь прошлого года. Хотя в тот момент в детдоме провели проверку, министр благосостояния Янис Рейрс признал, что об этом аспекте известно не было.
Он добавил, что эти факты необходимо оценивать в рамках уголовного процесса, который в прошлом году по поводу нарушений на Капселю начала Госполиция.
Журналисты передали информацию о лекарства в Инспекцию здравоохранения, но там сказали, что нарушений не нашли: препараты выписывали в соответствии с диагнозом.
«Дозы вроде бы определены правильно, мы не можем сказать, что произошло нарушение. В то же время, если мы говорим об этих детях, если бы этот ребенок находился в семье, для него определенно эти дозы лекарств были бы значительно меньше, и часть вообще, возможно, можно исключить и не давать», — признала врач-эксперт Инспекции здравоохранения Индра Лаце.
При этом, указали в ведомстве, терапию необходимо пересматривать по меньшей мере раз в месяц. Если психиатр наблюдает детей два раза в год, невозможно регулировать дозу.
Но непонятно, кто проверит, правильно ли поставлены диагнозы, как действуют лекарства и действительно ли состояние детей меняется к лучшему.
Глава Отдела прав детей Бюро омбудсмена Лайла Гравере отметила, что «это история системы, а не история улицы Капселю».
«Это история системы — ребенку дают лекарство, и его поведение корректируют лекарством. Не зря говорят, что с приходом в опекунскую семью эти медикаменты больше не нужны — потому что другая среда», — указала она.
Директором филиала центра социальной опеки Rīga в конкурсном порядке Министерство благосостояния избрало многолетнюю сотрудницу этого же филиала Илзе Дзене, сообщает Latvijas radio. Прежнее руководство этого детского учреждения было смещено из-за грубых систематических нарушений прав детей. 5 февраля лишилась должности и глава центра социальной опеки Rīga Инесе Паудере.
Имя Паудере, как известно, фигурирует и в уголовном процессе, начатом с подачи Минблага Госполицией по факту злонамеренного использования прав опекуна (которым является по долгу службы руководитель детского дома). Ранее министр благосостояния Янис Рейрс подписал приказ об увольнении директора филиала на ул. Капселю Марии Зининой. В отношении нее сейчас рассматривается дисциплинарное дело о халатном отношении к обеспечению ухода за детьми. Как уже сообщал Rus.lsm.lv, в связи с серьезными нарушениями в центре опеки над детьми на ул. Капселю от исполнения служебных обязанностей на время расследования были отстранены и Зинина, и Паудере.
Нарушения в указанном детском доме вскрылись в ходе журналистского расследования LTV. Новость об условиях содержания малышей в этом учреждении вызвала огромный общественный резонанс. Нашлись и приемные семьи, готовые взять к себе ребятишек оттуда.
Источник - rus.lsm.lv