Авторы инициативы напоминают: убийство было совершено на глазах у детей и матери женщины (бабушки детей), которая в результате пережитого сейчас страдает от серьезных ментальных проблем со здоровьем. При этом высшие должностные лица государства - президент Эгилс Левитc, новоизбранный президент Эдгар Ринкевич и премьер-министр Кришьянис Кариньш идругие должностные лица, уже публично признали, что Латвийское государство не защитило погибшую от убийцы. Перед смертью женщина отчаянно искала помощи и обращалась во всевозможные инстанции, получая в ответ формальные отписки. В том числе она писала генпрокурору и омбудсмену.
Компенсация могла бы обеспечить нормальные условия жизни детям, пострадавшим в результате трагедии в Екабпилсе, включая необходимую медицинскую и психологическую помощь, а также дальнейшее образование. Остаток компенсации должен быть полностью предоставлен этим детям-жертвам по достижении ими совершеннолетия.
Авторы инициативы полагают, что эти изменения помогут конкретным жертвам преступлений, совершенных по вине государства, и установят процедуру, при которой государство несет реальную ответственность за свою халатность.
Что решил Совет по юстиции
Генеральный прокурор Юрис Стуканс высказался неприемлемо, заявив, что адвокат убитой в Екабпилсе женщины однозначно могла сделать больше. К такому выводу в пятницу - 16 июня пришел Совет по юстиции. При этом свою должность Генпрокурор сохранит.
Юриса Стуканса призвали соблюдать профессиональную этику и тщательно оценивать содержание и форму своих будущих публичных выступлений. Совет постановил: его заявление было эмоциональным и некорректным. Но вместе с тем оно не является достаточным основанием для отстранения генпрокурора.
В Совете присяжных адвокатов, которые и призвали Совет по юстиции оценить высказывания Стуканса, заявили, что никаких претензий к решению Совета у них нет.
- Мы хотели обратить внимание судебной системы на такие случаи. Мы это сделали. Этот случай был обсужден, и ему была дана оценка», — сказал Янис Розенбергс, председатель Латвийского совета присяжных адвокатов.
Антон Городницкий, "Сегодня"