25 Сентября 2024 11:17
Новости
  12:27    10.4.2013

Дело о резне в Мангальсале: двое оправданы (2)

Женщину и ее дочь-школьницу забили насмерть топором соседи. Но двоих обвиняемых уже оправдали... Под судом по этому нашумевшему двойному убийству оказались 4 человека — соседи погибших по дому. После конфликта женщины с соседом Артуром, разборка получилась коллективной — мать с дочерью отвели в лес и убили.

Однако двоим из обвиняемых в ходе судебного процесса уже удалось добиться полного оправдания. Остальным Сенат ВС на днях существенно смягчил наказания. Мы попытались разобраться, почему же это произошло.

«Мы Таню предупреждали»

Что известно о погибших: 41-летняя женщина воспитывала 15-летнюю дочь одна. Семья едва сводила концы с концами, проживала в социальном доме. Соседи о погибших отзывались исключительно в лестных тонах.

Татьяна появилась в Латвии в начале 90-х. Работала на РАФе, проживала в общежитии. Потом переехала к будущему отцу дочери, Софии. Однако в какой-то момент они поссорились и разошлись. Точнее, Татьяна просто ушла от мужа с ребенком.

После этого женщина стала активно участвовать в церковной жизни. В итоге после нескольких смен места жительства и работы оказалась в социальном доме на Мангальсале, последнее место работы Татьяны  — дворник. Как рассказывает ее подруга Наталья (ныне потерпевшая), женщина отличалась «крайней неуживчивостью и страстью к обличению».

— Если на вас начальник накричит, вы что делаете?.. А Татьяна сразу увольнялась. А если вас кто-то обзовет нехорошим словом, как вы это воспримете? Таня же сразу писала заявление в полицию, — рассказывала о своей  Наталья. — Я ей много раз говорила, что, может быть, стоит быть чуть терпимее, идти на компромисс. Но она считала, что во всем права — она же борется за правду.

Татьяна не без гордости рассказывала, что закрыла детский приют, куда однажды забрали Софию при очередном выселении. По рассказу знакомых, девочка провела в этом приюте несколько часов. При этом на обращение со стороны персонала не жаловалась. Однако Татьяна усмотрела множество нарушений со стороны сотрудников детского дома, и в итоге, после трех лет судебных тяжб, учреждение все-таки было закрыто.

С другими обитателями социального дома она не поладила сразу:

— Полицию вызывала постоянно, да и не только полицию. Писала в прокуратуру, в Рижскую думу, чуть ли не президенту, — рассказывает Наталья. — Два года назад ей даже полицейские сказали: «Татьяна, если ты не успокоишься, тебя убьют». Представьте себе обычный контингент социального дома — там есть приличные люди, но есть и наркоманы, пьяницы, только что освободившиеся из тюрьмы. А Татьяна постоянно писала жалобы, и получается, им из-за нее регулярно приходилось отвечать перед полицией. Какое это могло вызвать отношение?

Одного из соседей по дому Татьяне даже «удалось подвести под статью» о телесных повреждениях средней тяжести, которые тот ей нанес. Сосед получил два года условно. Еще одна женщина усилиями Татьяны была объявлена в розыск.

Аналогия, конечно, не метод доказательств, но, исходя из этих данных, можно нарисовать такую картину. Лиго, 23 июня, праздничный вечер, шумные соседи опять устроили гулянку, а Татьяна пригрозила им обращением в полицию. До этого она уже неоднократно доказывала, что может не только дойти до полиции, но и довести дело до конца... В начавшемся скандале девочка встала на защиту матери. И в результате — два трупа в лесном массиве. Всплеск агрессии из-за социального неблагополучия в такой ситуации легко объясним.

Кто убивал и за что

По версии обвинения, 23 июня 2009 года около 20 часов вечера у Артура Спрукстса начался конфликт с соседкой Татьяной. Во время ссоры он несколько  раз ударил женщину. На шум прибежала  дочка Татьяны — София. Она вмешалась в драку, после чего Спруктс и её «приложил».

Мать Артура — Валия, а также их знакомая Лариса Кокаревич  предложили отвести пострадавших подальше от двора — в лес. Втроем им это удалось. Там, в лесу, продолжилось избиение потерпевших.

Лариса Кокаревич предложила привязать мать и дочь к дереву, а затем ушла оттуда. Валия Спрукта сходила домой за топором. Они вместе с сыном продолжили избивать своих жертв, а затем мать передала Артуру топор.

От ударов топора по жизненно важным органам Татьяна и София скончались.

Трупы нашли в лесу только несколько дней спустя — 30 июня 2009года.

Полиция сразу причислила  это убийство к последствиям «немотивированной агрессии», ибо никаких логичных мотивов у убийц не было.

Адвокаты: «Виной всему — алкоголь!»

На заседаниях суда первой инстанции обвиняемые в сопровождении конвоя вели себя спокойно, лиц от фотокамер не прятали. Глядя на них, так и не скажешь, что какой-то год назад у этих людей поднялась рука забить до смерти топором ни в чем не повинных людей.

Адвокат обвиняемого Артура Спруктса Янис Муцениекс так описывает логику случившегося:

— Артур был на заработках в Нидерландах. И вот, ненадолго вернулся на Лиго домой, чтобы встретить праздник в кругу семьи. Отмечали компанией с родственниками (мать, гражданская жена и теща) в Риге на Мангальсале. Как это обычно бывает, после выпитого алкоголя начался конфликт. Со слов моего подзащитного, убитая женщина первой начала его провоцировать и обижать словесно, задевая его честь и достоинство. Конфликт перерос в  драку с кулаками, а в какой-то момент появился топор, которым были нанесены смертельные ранения женщине 1968 года рождения и ее несовершеннолетней дочери. От полученных ран обе скончались на месте.

— Я так считаю, во всем тут виноват алкоголь, ведь все происходило в условиях пьянки, — добавляет защитник Валии Глускере адвокат Антон Дребниекс. — Причины убийств могут быть разные: социальные, экономические, личные. Но тут ничего из этого не подходит.

Суд и приговор

Приговор первой инстанции по этому делу был суров: Артур Спрукстс – по мнению следствия, главный злодей и убийца – получил 18 лет тюрьмы с конфискацией имущества и полицейским контролем на три года. Его подельница и мать Валия Глускере (сейчас — Спрукта) получила 16 лет тюрьмы (прокурор просила 15) с конфискацией и 3-летним контролем полиции. Их знакомые — Алексей Егоров и Лариса Кокаревич (так и не признавшие своей вины в пособничестве убийцам) – получили по 4 года и 6 лет тюрьмы соответственно без конфискации имущества.

Однако уже при пересмотре дела в суде второй и третьей инстанции, приговор изменился.

Почему двоих оправдали

Кокаревич изначально обвинили и в сокрытии следов преступления. А именно: по мнению прокурора, это Лариса принесла Спруктсам из дома простыню, чтобы они могли утащить тела подальше в лес.

Кроме того, и Кокаревич, и Алексею Егорову вменили и недонесение об особо-тяжком преступлении. Как считает прокурор, Егоров был на месте преступления и знал о двойном убийстве. Однако до самого момента задержания  — 3 августа 2009 года — молчал об этом.

Что в итоге решил Сенат ВС. Кокаревич была оправдана по «процессуальным причинам». Дело в том, что её задержали в Нидерландах и выдали в Латвию, чтобы судить за убийство. Однако в итоге она была осуждена за сокрытие следов преступления. Но нужно учесть: Уголовно-процессуальный закон предусматривает — по какой статье человека выдали, по такой и должны судить. Если же возникает необходимость судить по другой статье, то свое согласие на это должна дать страна, которая лицо выдавала. В общем, несостыковка со статьями в данном случае получилась.

Что же касается сокрытия следов преступления, то Кокаревич и по этой статье оправдали, так как латвийская Фемида не смогла обеспечить рассмотрение дела в разумные сроки. Суд указал: с 19 ноября 2009 год по 14 ноября 2012 года она находилась под стражей. И в период с 1 июля 2011 года по 14 ноября 2012 года не было назначено ни одного судебного заседания. То есть: было допущено необоснованное затягивание процесса и Сенат ВС это признал.

Алексею Егорову тоже не удалось в итоге вменить недонесение об особо-тяжком преступлении. Суд посчитал так: сначала Егорову вменили соучастие в убийстве. А значит, он имел процессуальный статус человека, который имеет право на защиту. То есть: имел право не свидетельствовать против себя. Этим правом он и воспользовался. Так что «недонесения» не было, он молчал об убийстве на законных основаниях и по этой статье его следует оправдать.

Артур Спруктс и его мать тоже добились смягчения наказания: им скостили сроки на 6 месяцев и отменили конфискацию имущества. Сенат посчитал, что были нарушены права обвиняемых на рассмотрение дела в разумные сроки. К тому же, с 1 апреля вступили в силу поправки к Уголовному закону, которые облегчали участь  подсудимых. Сенаторам пришлось принять это во внимание.

Хохотушка Бетти

И напоследок о Софии:  одноклассники вспоминают только хорошее, несмотря на то что мама иногда привлекала девочку к своей слегка чрезмерной борьбе за справедливость. Хохотушка Бетти — такой никнейм София выбрала на сайте one.lv.

— Веселая была, училась хорошо, хотела стать актрисой, — рассказывал о девушке одноклассник Софии Вадим. — В 10-й класс поступила в Пушкинский лицей. Но вот не дожила...

Оставить комментарий

Комментарии

  • alex 19 Апреля 2013 13:05

    Воруй убивай, в Латвии можно

  • alex 19 Апреля 2013 13:05

    Воруй убивай, в Латвии можно

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии