Шофер Ханджанов сегодня снова был оправдан.
Увличился и размер моральной компенсации. Суд первой инстанции постановил взыскать со всех осужденных 100 000 латов в пользу тёщи Игоря Иванова — Татьяны Демченко, признанной в этом деле потерпевшей. Однако Верховный суд отметил, что подсудимые должны также заплатить и по 100 000 обеим дочерям Игоря Иванова.
Стоит отметить, что государственный обвинитель просил для подсудимых более серьезных сроков. Так, по мнению прокурора, Игорь Иванов должен отсидеть 17 лет, Людвиг Антонов — 18 лет, Виталий Мамедов — 15, а Асиф Ханджанов — 13.
Новые обстоятельства не помогли
При пересмотре дела вскрылись новые обстоятельства. К примеру, в своих показаниях дочь Игоря Иванова Валерия рассказала, что это именно она должна была выйти на улицу в роковую ночь, чтобы выпустить собак. То, что из дома вышла именно её мать — Элла Иванова, по словам девушки, чистая случайность (подробнее о допросе дочери — см. здесь).
Дала показания и домработница Ивановых Тамара Ракитска, впервые допрошенная в суде только сейчас. До сих пор следствие и суд первой инстанции были уверены, что с момента отъезда Эллы Ивановой в доме никого не было. Кроме Игоря Иванова, который, по мнению обвинения, завершил все приготовления к убийству. Однако домработница пояснила, что в день убийства она прибыла в дом прибраться там к приезду хозяйки. И именно Ракитска, по ее уверениям, выпустила собак из гаража, прибрала дом, затем снова запустила собак в гараж. В это время Игорь Иванов был на пути в Москву. То есть не мог подготовить «следы взлома в дом», как настаивает обвинение.
По мнению прокурора, эти показания нужно оценивать критически: они даны 4 года спустя после убийства и вообще имеют не слишком большое значение.
— Что не важно для одного, важно для кого-то другого, — комментирует это один из защитников Игоря Иванова адвокат Гунтар Антомс.
Однако, суд, видимо, согласился с прокурором.
Фабула дела и его «болевые точки»
По версии обвинения, летом-осенью 2007 года между Игорем Ивановым и Эллой Ивановой отношения испортились настолько, что женщина стала собирать документы для развода. К тому же Игорь Иванов узнал о связи супруги с продюсером Грасманисом. Тогда он и решил жену убить.
С декабря началась подготовка: организация убийства была поручена Виталию Мамедову. Тот связался с Антоновым и Ханджановым. Антонов и Ханджанов несколько раз ездили в Гаркалне к дому Ивановых, чтобы продумать маршрут и отходные пути. Антонов купил ствол и самодельный глушитель. Мамедов — телефон и «Рыбку» и передал их Ханджанову.
В день икс — 6 января 2008 года — Игорь Иванов запер собак в гараже, по версии обвинения, предварительно накормив их снотворным, и отправился на поезд до Москвы. Ханджанов привез Антонова к дому, тот спрятался во дворе и стал ждать.
Чуть позже из аэропорта Арвид Вилцанс привез Эллу Иванову и девочек — после отдыха на Канарах. Во двор Вилцанс не заезжал. От отошел покурить и услышал выстрелы. Увидев человека с оружием, прыгнул в автомобиль и поехал. Человек с оружием (как считает обвинение, Антонов) выстрелил по машине.
Далее Антонов, как считает прокурор, побежал в лес по направлению к «Статойлу», где его должен был подобрать Ханджанов. Но почему-то их встреча сорвалась. Антонов зарыл оружие и глушитель в лесу, после чего его схватили полицейские.
Таким образом, роли в убийстве распределились так: Игорю Иванову вменяется подстрекательство и содействие, Виталию Мамедову — организация и содействие, Асифу Ханджанову — содействие, а Людвигу Антонову — исполнение. Кроме этого, Антонову вменяется попытка убийства Арвида Вилцанса и незаконное приобретение и хранение оружия.
Игорю Иванову вменяются еще две статьи: подделка документов и лжесвидетельство по поводу потерпевшего следователя Геннадия Настая, которому Иванов предложил миллион долларов, а потом заявил, что тот вымогает взятку.
Сейчас дело пересматривается в порядке апелляции. Потерпевшие — дочери супругов Ивановых и мать погибшей Эллы — требуют с обвиняемых по 300 000 латов каждая.
На фото: Игорь Иванов, Виталий Мамедов.