Прокурор зачитал версию обвинения: был подделан протокол Юридической комиссии Сейма по важному вопросу — речь шла о незаконном финансировании партий. Если конкретнее, то обвиняемая изменила протокол заседания комиссии, чтобы затянуть принятие поправок к Уголовному закону.
Подсудимая с этим не согласна. Она заявила, что не понимает, в чем суть претензий к ней.
Сегодня были заслушаны также первые свидетели по делу — бывший глава KNAB, ныне депутат Сейма Алексей Лоскутов, член президиума Сейма Латвии Дзинтар Расначс и нынешний председатель юридической комиссии Сейма Илма Чепане.
Далее — подробности из зала суда.
«Она взяла на себя слишком много»
Первым в суде выступил депутат от партии «Единство» и председатель антикоррупционной подкомиссии Сейма Алексей Лоскутов. По его словам, в середине января 2011 года на заседании подкомиссии возник вопрос, почему Сейм до сих пор не рассмотрел проект поправок к закону, связанному с незаконным финансированием партий.
– Мы начали разбираться. Как известно, в Сейме уже несколько лет ведётся аудиозапись заседаний. Была проверена запись от сентября 2009 года. И выяснилось: депутаты законопроект поддержали, однако позже в протоколе заседания появились совсем другие вещи – исправления, сделанные г-жой Муйжниеце. Она фактически взяла на себя ответственность, решив за других депутатов, принимать или нет поправки.
Помимо аудиозаписи, по словам свидетеля Лоскутова, это же подтвердил секретарь комиссии.
— Я лично видел черновики протокола с почерком Муйжниеце, — продолжил Лоскутов. – Они хранились в юридической комиссии. Но сам ни на том заседании, ни в момент подписания не присутствовал.
В ответ обвиняемая вместе со своим адвокатом Гуной Каминской выразили недоумение: зачем Лоскутов тогда «поднял на этой почве шумиху», созвав специально ради этого пресс-конференцию. Ведь у него не было прямых доказательств.
-
— Я лишь высказал журналистам свои предположения, — лаконично ответил свидетель.
«Я думаю, это была ошибка консультанта»
Следующим выступил коллега Лоскутова Дзинтарс Расначс («Все Латвии!»-»ТБ/ДННЛ»):
— Я вообще был против принятия этого проекта, так как считал его некачественным. Сам в Сейме работаю с 1998 года, побывал в разных должностях – от секретаря до замначальника, — рассказал депутат.
Кроме того, по словам свидетеля, он трудился и под руководством Муйжниеце – был ее заместителем. Однако, как г-н Расначс уточнил для kriminal.lv, протоколы он не проверял, так как полностью доверял секретарям.
— Искать виновного в подделке документа — было не в моей компетенции. Но помню, что тогда у меня возникло ощущение, что это ошибка консультанта, — заявил он.
«Консультанты признались не сразу – боялись увольнения»
Известно, что информацию прокуратуре предоставила депутат Илма Чепане («Единство») — нынешний председатель Юридической комиссии. Сегодня в суде она рассказала, что узнала обо всём в начале февраля прошлого года.
— Ранее в канцелярии мне ничего не рассказывали – боялись, что их уволят. Потом четыре консультанта, среди которых были Берзиня, Иевиня и Аузиня, подтвердили, что Муйжниеце что-то дописывала в документах. Одна из них сказала, что записи от руки не совпадают с тем, что было на аудиозаписях. Кто именно это сказал – я сейчас уже не вспомню.
Илма Чепане уверена, что ошибка или случайность маловероятна. Она не сверяла почерк, но считает, что речь идет о действиях с умыслом. Ведь Муйжниеце своей рукой вычеркнула из протокола фрагмент и на его месте сделала другую запись.
— На заседании комиссии семь депутатов проголосовали за то, чтобы отправить поправки на дальнейшее рассмотрение на первое чтение. И только один депутат воздержался от голосования. А в протоколе было указано, что проект нужно дополнить, поэтому якобы было решено никуда его пока не отправлять.
Промежуточный финиш
Консультанты юридической комиссии будут допрошены завтра, 6 сентября. Всего в суд будет вызвано 13 свидетелей.
Уголовное дело судьи Винеты Муйжниеце планируется закончить к 10 сентября.
Что вменяется экс-судье
Муйжниеце обвиняется по 1-й части 327 статьи УЗ. За подделку документов государственным должностным лицом полагается арест, принудительные работы или штраф в размере до 20 минимальных зарплат.
Как считают следователи, будучи председателем юридической комиссии Сейма 9-го созыва и депутатом «Народной партии», она изменила протокол заседания комиссии, чтобы затянуть принятие поправок к Уголовному закону, связанных с незаконным финансированием партий. Муйжниеце свою вину не признает.