«А теперь представим себе, что опоры рухнут, — говорят противники проекта. — Гарантий безопасности нет. Ведь, судя по документам, согласовывался проект... всего один день».
Кроме аргумента о безопасности, самого серьезного после обрушения Maxima, противники стройки уже давно жалуются на шум и незаконную вырубку деревьев. Заявление подано даже в KNAB.
Миллионер Юлий Круминьш в свою очередь уже заявил журналистам: у него просто вымогают 2,2 млн латов.
Этот судебный раунд он выиграл: решение суда не помешает продолжать стройку.
Дело о разрешении на строительство
В суде шла борьба за возможность отозвать разрешение на строительство. Иск подан
Илзе Валгере и администратором SIA Delfīns Partneri, которые требовали «восстановления процессуальных сроков»
— Нас о строительстве не уведомили письменно, как это предусмотрено по закону, — указывают заявители в своем иске и перечисляют ряд нарушений и упущений заказчиков проекта.
Один из аргументов противников смотрится страшновато в контексте обрушения Maxima. Дело в том, что согласование у строительного эксперта проект прошел... за пару часов (см. документы).
Эксперт все видит на глаз
А теперь обратимся к документам.
Фирма MC Turaida Property строит весьма амбициозный проект: девять 3,5-этажных домиков, под которыми находится подземная стоянка. Площадь стоянки — 6000 кв. метров. Фактически, она представляет собой две бетонные плиты (пол и потолок), между которыми установлены колонны, на которых держится верхняя плита. Внутри планируется разместить сотни машин (по примерным прикидкам, выходит около 180 машин), а на верхней плите и будут стоять домики.
«А если все рухнет?» — об этом не хочется и думать. Но...
Теоретически получить заключение эксперта для любого строителя — это достаточно серьезное дело. Обычно специалисты пересчитывают и перепроверяют проекты месяцами. Ведь эксперт, ставя свою подпись под проектом, должен быть наверняка уверен в безопасности будущей конструкции. Но это теоретически.
В жизни все происходит несколько иначе. Владельцам проекта повезло: эксперт Владимир Кожухов оценил проект... менее, чем за один день. Хотя проект не типовой, а эксклюзивный. Сказать, «что уж там, эксперт видит такие проекты каждый день» — нельзя.
Однако, как уже было сказано, долгих вычислений эксперту не понадобилось: проект был одобрен в тот же день, когда и был отдан на экспертизу — 28 мая текущего года.
Надо сказать, что до этого проект не встретил никакого сопротивления и в Строительном управлении Юрмалы: планировочное и архитектурное задание было утверждено в тот же день, что и было подано — 15 января 2013 года.
Что ж, остальным бизнесмена остается только завидовать семейству Круминьшей, чьи проекты проходят по инстанциям без препонов, а будущим жильцам и клиентам подземной стоянки — надеяться на то, что эксперт действительно может оценить устойчивость опорных конструкций буквально на глаз.
Скандал с деревьями
У соседей есть и другие вопросы к стройке. Например, почему она называется «реконструкция», когда на месте одной пятиэтажки должны появиться 10 домиков. По мнению заявительницы, такая «реконструкция» уже вполне может называться «новостройкой».
Минувшим летом к тому же возник вопрос с вырубкой деревьев. Ведь при разработке проекта было видно, что домики должны быть окружены соснами. На одном конкретном участке их было 25. Сейчас эти сосны исчезли. На вопрос соседей — как так получилась -Юрмальская дума ответила, что вырубка была согласована, все разрешения имелись.
Вот только вопрос — зачем понадобилось вырубать крепкие деревья — так и остался висеть в воздухе.
Из-за этой вырубки соседи даже добились остановки строительства. Однако довольно быстро оно возобновилось.
Документы по этому делу см. здесь.
Юлий Круминьш: это просто шантаж
Юлий Круминьш в недавнем интервью газете Diena выдвинул свою версию этого конфликта.
По его словам, долгое время с Илзе Валгере у него были нормальные отношения. Они познакомились как раз, когда дама искала покупателя на три своих земельных участка, два из которых находились в Юрмале, а один — в Риге на ул. Ломоносова.
Бизнесмена заинтересовали объекты в Юрмале — на ул. Икшкилес, 1, где он построил гостиницу Alvīne, а также участок на Турайдес 15/17 по соседству с землей самой Валгере.
По его словам, на купленном участке были только заброшенные дома, развалины и битые стекла. В развитие территории он вложил 20 миллионов евро.
— И сама Валгере признавала, что проект пошел ей на пользу, так как заброшенная неухоженная территория уменьшала ценность соседских участков на 20-30%, — говорит бизнесмен.
Процедура покупки была сложной, так как три выбранных участка принадлежали Агентству приватизации, а у четырех были арендаторы с правом первой руки. Формальности помогала уладить и Валгере, признает бизнесмен. За что она получила 60 000 евро. Как раз в это время появились эскизы проекта (в июне текущего года). Примерно в то же время был заключен договор со стройфирмой о том, что проект будет сдан в эксплуатацию в течение 18 месяцев. Строители начали работу сразу после получения разрешения — 8 июля.
— Отношения с Илзе Валгере у нас были чудесные, — говорит Юлий Круминьш. — И тут в конце августа она меня пригласила на встречу и высказала претензии в связи с начатыми работами — из-за шума и других неудобств. Она настаивала, чтобы я купил её собственность за 2,2 миллиона евро, иначе она использует все средства, чтобы помешать строительным работам. Я отказался покупать дом и буквально через неделю она написала первую жалобу, за которой последовала следующая. Эти жалобы сочли необоснованными. Осталось только заявление в Административный суд. Заявление по поводу этого проекта подавалось даже в KNAB, но там не занимаются соседскими спорами.
Впрочем об ответных заявлениях по поводу шантажа пока ничего не известно.
Промежуточный финиш
Административный районный суд в минувший вторник вынес такое решение: отклонить заявление противниц стройки и невозобновлять процессуальные сроки. Решение обжалованию не подлежит.
Для справки
Стройку на Турайдес, 15-17, ведет фирма MC TURAIDA PROPERTY. Учредителем и членом правления фирмы является Майя Чернявская — дочь Юлия Круминьша. Минувшим летом светские хроникеры писали, как они вместе с отцом открыли гостиницу Villa Alvīne, в которой Майя Чернявская является управляющей.