Все случилось 12 января в 4 часа утра в центре Талси, на ул. Лиелая. Согласно данным полицейской сводки, между двумя мужчинами разыгрался конфликт, во время которого был ранен бизнесмен. Чуть позже он умер: истек кровью, потому что пуля пробила артерию на ноге. Врачи скорой не успели ему помочь.
Тут же был задержан и виновник трагедии — 41-летний мужчина, который на момент событий был мертвецки пьян. Как выяснилось, ранее он был судим за тяжкие преступления.
«Криминальные разборки!»
Сейчас на месте трагедии, напротив бара Alus dārzs, где в ту ночь конфликтовали мужчины, горят свечи, лежат цветы. Местные о ЧП говорят мало. Но некоторые с многозначительным видом упоминают разборки криминалитета.
— Все они в одной банде были, вместе пили, — говорят некоторые.
Погибший Райво жил в многоквартирном доме в так называемом Сельхозтехническом районе, в паре километров от центра Талси.
Что о нем говорят? «Обычный мужик», известно, что он растил сына-подростка один «со своими корешами», с матерью мальчика не жил, в последнее время у него была другая подруга.
Райво вместе с отчимом занимались частными перевозками: у них был бусик и они отвозили людей, например, в Литву. Он был учредителем фирмы ER Auto.
О том, кто его застрелил, местные отзываются более эмоционально: «Бандюга!». По словам жителей Талси, он сидел дважды, одна из судимостей была за убийство.
— Связался с какой-то бандой цыган, убил человека и закопал его в ржаном поле, — рассказывают о нем. Впрочем, подробностей того дела 20-летней давности никто толком не помнит.
Откуда пушка?
Мама Андиса Велта живет в небольшом аккуратном частном доме в деревне, неподалеку от Талси. 73-летняя женщина, приглашает журналистов внутрь, однако говорить ей трудно: она почти все время плачет.
— Сейчас все говорят об этом, теперь это сенсация, — переживает Велта.
Рассказывает, что в последний раз сына видела на Рождество, когда он приезжал в гости с подружкой.
— В ноября 2012 года мне сделали операцию на сердце, тогда Андис с девушкой жили у меня, помогла поправиться. Но сейчас вернулись в квартиру подружки — у неё трехкомнатная в другом поселке. Молодые хотят пожить отдельно, а я могу позаботиться о себе сама.
О задержании сына она узнала от 22-летней внучки, которая специально приехала рассказать бабушке о ЧП.
— Я об этом событии ничего не знаю, кроме того, что показывали в новостях. Погибшего не знала, не знаю, откуда у Андиса оружие. Ко мне его подружка приезжала и сказала, что у Андиса никогда не было оружия, она не знает, откуда оно взялось. Понимаю только, что опять откуда-то появился этот сатана, не могу его иначе назвать.
Велта называет имя человека — друга Андиса из его криминального прошлого.
— Андис не пил, но появился этот и они поехали в Alus dārzs. Там сатана был, и оружие появилось. Я, конечно, никого винить не могу, но думаю, что этот человек свою руку приложил. И Андис был пьян, очень. Конечно, надо думать самому, зачем кого-то слушаться и ехать? Слабый хребет, нельзя друзей винить, надо самом думать, — говорит Велта, не оправдывая поступок сына.
Хотел начать новую жизнь
Больше всего ей жаль, что Андис так и не исполнил своё желание начать новую жизнь. Он освободился 5 лет назад. Три с половиной года провел в тюремной больнице, где лечился от наркотической зависимости.
— В последние годы все было хорошо. Андис сказал, что после 40 больше не хочет стрессов, хочет покоя и нормальной жизни. При этом сказал, что груз грехов слишком тяжелый, поэтому прошел курсы катехизации, а 23 июня покрестился и катехизировался. Он хотел начать новую жизнь, мне жаль, что все рухнуло, — переживает мама.
По её словам, Андис не работал, у него была 2-я группа инвалидности. Велта не скрывает причину: у сына была шизофрения. О сыне она говорит так:
— Андис никогда не был плохим. Он всегда людил и уважал родителей. Моя дочь его своему сыну-подростку ставит Андиса в пример. Сейчас слышу, как люди говорят, что Андис меня мучил, отнимал деньги. Как там можно? Пусть у меня спросят! Такого никогда не было. Андис у меня никогда денег ни просил и не брал!
Чего она до сих пор понять не может, так это как её сын, который школе играл на духовых, танцевал современные танцы и был в баскетболоной сборной Латвии, попал на криминальную дорожку.
— В 90-е у него был свой бизнес, покупал-продавал, — вспоминает Велта. — Но что-то не пошло. Нашел неправильных друзей, так получилось.
Немного мистики
Её сердце теперь мучает одна вещь, которую можно назвать проклятием. Дело было в 70-е годы. Муж Велты — Вилис, порядочный человек, не пил, руководил автомастерской, был присяжным в суде — как-то спешил домой и увидел в канаве старичка. У этого человека отняли бутылку водки и деньги. Рядом крутился какой-то парень... Потом был суд, на котором отец Андиса пошел как свидетель. Мать осужденного паренька тогда сказала с ненавистью: «Не забывай, у тебя тоже растет сын!» Андису тогда было три года. Вилис ей ответил: «Я знаю и наш сын получит то, что заслужит». Велта эти словам вспоминает до сих пор с болью.