В суд были вызваны очевидцы кровавых событий. Сегодня свои показания должны дать ещё 5 человек.
Стиот отметить, что сам обвиняемый Зыков весьма активно участвовует в процессе: он задает множество вопросов. Особенно о том, мешало ли его поведение зрителям смотреть фильм, и ел ли в это время кто-то еще из посетителей кинотеатра.
На одном из прошлых заседаний медик Инесе, которая тоже присутствовала на трагическом сеансе, рассказала, что они с подругой сидели в последнем ряду. Человек слева от них (Зыков) громко что-то ел. Когда какая-то некая дама сделала ему замечание, он велел ей заткнуться. Затем Зыков продолжил вести себя вызывающе.
После фильма наалась потасовка, а а потом раздались несколько выстрелов. По словам всвидетельницы, когда она поняла, что стрелял Зыков, она спросила у его спутницы, был ли пистолет газовым. Девушка сообщила, что пистолет был боевой. По словам свидетеля, пострадавший перестал дышать в течение пяти минут. Спасти его было невозможно. Инесе также сообщила, что в полицейском участке Зыков вел себя с большой «гордостью».
«Зыков мешал смотреть кино»
Другая свидетельнца по имени Дина подтвердила, что Зыков с подругой опаздали на фильм. Обвиняемый с большим шумом искал свое место, вел себя вызывающе и демонстративно громко ел. После выстрелов пострадавший упал неподалеку от ее места. По выражению лица обвиняемого было видно, что он растерян. Тогда Зыков стал вызывать скорую. Дина с другим человеком пытались оказать пострадавшему помощь, перевернув его на бок.
Свидетель Алдис рассказал, что конфликта между Зыковым и Эгле он не заметил. Однако видел, как сидящая неподалеку дама сделала кому-то замечание. Когда в конце фильма прозвучали выстрелы, он подумал, что это дефект в кинозаписи. Затем он увидел, что Зыков спокойно стоит в первом ряду. Кто-то закричал, что он вооружен. Затем один из присутствующих толкнул его на кресло и попытался удержать. Паники в зале не было, люди уходили спокойно.
Девушка Зыкова: «Погибший начал конфликт»
По словам Пиекусе, они пришли с Николаем на сеанс фильма «Черный лебедь», предварительно купив сладости и напитки. Они чуть опоздали на сеанс, фильм уже начался, когда они вошли. Поэтому Зыков и Пиекусе сели на последний ряд и стали смотреть кино, поедая сладости.
Через пару минут, по словам девушки, к Зыкову повернулся некий зритель ( Айгар Эгле) и сказал что-то грубое. Правда, что именно он сказал, Пиекусе не расслышала. Затем к ним обратилась еще одна женщина, которая указала, что пара слишком громко ест. В ответ на это Зыков ей возразил, что та громче говорит, чем они едят. На этом неприятная ситуация была решена. После этого Эгле грубо выбил у Зыкова из рук коробку с попкорном.
Сразу же после выстрелов Зыков позвонил в службу 112, эту же информацию подтвердили и другие свидетели. Пиекусе, имеющая медицинское образование, не оказала пострадавшему Эгле первую медицинскую помощь, поскольку, по ее словам, была слишком напугана.
Напомним, прокурор Екатерина Кушакова считает, что Зыков специально вылил воду на голову Айгара Эгле.
«Вел себя вызывающе»
Другой свидетель — Георгий Зотов — говорит, что Зыкову не зря делали замечания: он и правда тогда ел слишком громко.
— Он ел так, как будто в первый раз вообще попробовал чипсы, — пояснил очевидец.
При этом добавил, что у него сразу же возникло впечатление: Зыков может спровоцировать конфликт:
— Он шел между рядов как по проспекту.
Как указал свидетель, в зале многие ели сладости, чипсы и попкорн, но никто не делал это так громко и вызывающе. Лишь когда Эгле выбил у Зыкова из рук коробку с попкорном, тот немного притих.
Зотов сообщил, что после сеанса Зыков и Эгле начали драться, а затем раздался один выстрел, потом еще несколько.
Именно Зотов задержал Зыкова после стрельбы. Тот оказал ему сопротивление. Вскоре на подмогу прибыли охранники, а затем появились полиция и медики.
Зыков: «Прошу убрать из зала прессу, она негативно на меня влияет...»
Ранее «стрелка из кинотеатра» — докторанта юридического факультета Латвийского университета — в ходе досудебного следствия защищали сразу два адвоката: его бывший однокурсник Андрей Воронцов и старший коллега Вилис Сруогис. Но позже обвиняемый отказался от их помощи и сейчас его адвокат Арманд Шуманис.
На перовом заседании по этому делу г-н Шуманис попросил судью сделать его закрытым – покинуть зал всех лиц, не имеющих отношения к процессу. Основной аргумент – в ходе рассмотрения дела будут сообщены итоги психиатрических экспертиз и проверок здоровья обвиняемого, а также выступят эксперты, проводившие обследования. Это, по мнению защиты, конфеденциальная информация.
Сам Зыков был категоричен: «СМИ негативно влияют на меня, мешая защищаться».
Однако ни прокурор, ни представители потерпевшей стороны против журналистов ничего не имели – судья постановила оставить заседание открытым. А вот операторов и фотографов всё же попросили удалиться.
После этого прокурор Екатерина Кушакова зачитал текст обвинения и судья Земитане поинтересовалась – признаёт ли Зыков себя виновным.
— Уважаемый суд, хотя многие факты, изложенные прокурором, имели место быть, но интерпретация произошедшего, на мой взгляд, не верна. В конкретном случае я своей вины не признаю.
— Это его право и его позиция – не признавать юридическую квалификацию преступления, — лаконично заявила после процесса прокурор.
Экс-супруга убитого: «Моя дочь считала себя виновной в случившемся»
В деле две потерпевших – жена убитого Айгара Эгле Даце и дочь от предыдущего брака – 14-летняя Элизабете. Ни одна, ни другая на суд не пришли и в дальнейшем этого делать не планируют.
Интересы законной супруги убитого представляет юрист Ингулис Балмакс, девочку представляет ее родная мать – Сандра Саулите.
— Моя дочь категорически отказалась видеть убийцу её отца, а также боится фотокамер. Плюс ко всему — она пережила сильнейший шок, общалась с психологами и до сих пор стоит на учёте в Кризисном центре, сотрудники которого, при необходимости, предоставят справку, что девочка освобождается от участия в судебных процессах.
Судья попросила Сандру Саулите рассказать то, что ей известно о трагических событиях в кинотеатре Citadele.
— В тот день – 19 февраля – я была дома в Елгаве, а Элизабете находилась в Риге. Она позвонила мне и спросила, может ли она после занятий встретиться с отцом и сходить с ним в кино. Я была не против. Через какое-то время дочь снова мне позвонила, она сильно плакала и сказала лишь, что «в кино стреляли». После чего положила трубку – не могла говорить. Я ей перезвонила. Она как-то смогла мне пояснить – стреляли в её папу, а вокруг сейчас неразбериха. Я наказала ей никуда не уходить, найти полицейского и ждать «скорую» — пыталась успокоить, что с отцом всё будет хорошо. Сама я тут же выехала из Елгавы.
Где-то через час я уже была в Риге у кинотеатра. Элизабете выбежала ко мне и сказала, что папа умер...
В тот же день вечером, несмотря на шоковое состояние Элизабете, мы ездили с ней в полицию давать показания. Дочь всё время винила себя – говорила, что папа предлагал ей пойти на какую-то комедию, но она сама выбрала этот фильм – «Чёрный лебедь». Потом сожалела, что не пересела с отцом на другие места.
— Что вам рассказывала дочка о произошедшем конфликте? – поинтересовалась судья.
— Она вспоминала, что у них за спиной сидела какая-то пара, которая громко говорила по-русски во время фильма. Элизабете плохо понимает русский, поэтому не вслушивалась в их речь. А потом мужчина начал конфликтовать с Айгаром. И затем были выстрелы. Девочка не сразу поняла, что произошло. Тут Айгар упал. Тогда Элизабете поняла, что это в него выстрелили.
— Какие у вас были отношения с Айгаром Эгле, известно ли вам, что он принимал медикаменты? – задал провокационный вопрос защитник Зыкова.
— Это мой бывший муж и родной отец Элизабете, мы развелись. Знаю, что Айгар поддерживал себя в форме: занимался спортом и ходил на массажи. Но про медикаменты мне ничего не известно.
Что будет дальше
Следующие судебные заседания назначены на январь – на 16, 17, 19 и 21 числа. Каждый раз планируется допросить по пять свидетелей.
В чём его обвиняют
Обвинение Зыкову предъявлено по статье об убийстве при отягчающих обстоятельствах, которое совершено в людном месте с угрозой жизни других людей. За подобное деяние обвиняемому грозит либо пожизненное заключение, либо от 10 до 20 лет тюрьмы с конфискацией имущества.
Напомним, что ранее юрист Николай Зыков, открывший стрельбу в кинотеатре, был принудительно помещен в специальное медицинское учреждение — для проверки на вменяемость. Его признали нормальным.
Это подтвердила kriminal.lv прокурор Екатерина Кушакова.
Обвинения по поводу хулиганства и нарушения правил обращения с оружием прокурор предъявлять не стала — из-за отсутствия состава преступления.
Стрельба в кино
Речь идет о нашумевшей стрельбе 19 февраля в рижском кинотеатре Kino Citadele (Forum Cinemas). Во время просмотра фильма «Черный лебедь» произошел «локальный конфликт», в ходе которого был застрелен 42-летний руководящий сотрудник Citadele banka, отец четырех детей Айгар Эгле. Стрелявший — 27-летний докторант юридического факультета Латвийского университета Николай Зыков.
Они не были знакомы до инцидента. С самого начала сеанса мужчины стали спорить из-за слишком громкого поедания попкорна, затем ссора стихла, но в конце сеанса вспыхнула вновь, и молодой мужчина застрелил старшего.
Стрелок воспользовался своим огнестрельным оружием, которое хранил на законных основаниях, имея все разрешения. По словам знакомых Зыкова, со стволом он практически не расставался. Ходил с ним даже на лекции.
Очевидцы единогласно утверждают, что юрист Николай Зыков опоздал на начало сеанса. Уже войдя в зал, вел себя вызывающе. После замечаний зрителей начался конфликт с Эгле, затем — стрельба. Скорая прибыла на место ЧП через несколько минут, но спасти пострадавшего врачам не удалось. Трагедия развернулась на глазах 14-летней дочери Эгле.
Версия защиты: «Это была самооборона»
Сначала сам Николай Зыков настаивал на своей невиновности. По его словам, он действовал в рамках самообороны. Как он рассказал, во время сеанса будущая жертва вырвала у него пачку с чипсами. После того как фильм закончился между мужчинами разгорелся конфликт.
На Зыкова напали, мужчина пытался его задушить, явно проявил агрессию. По версии Зыкова, он пытался вытащить оружие для самообороны, но Эгле в ходе борьбы пытался его отобрать.
Стоит отметить, что для Зыкова тема применения огнестрельного оружия особо близка, так как во время учебы он изучал оборот стрелкового оружия. В одной из своих работ несколько лет назад он высказал мнение о том, что в Латвии слишком много ограничений, отдельные — нелогичны. Юрист считал, что надо разрешить опытным пользователям приобретать в собственность автоматическое оружие. Выступал он и за отмену иных ограничений, например, за отказ от разрешений на хранение оружия.
На фото: Николай Зыков в суде.